fbpx
Микеланджело Буонаротти

Микеланджело Буонаротти. Где посмотреть работы мастера в Риме и Флоренции

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti) – один из величайших гениев за всю историю человечества. Этот знаменитый итальянский скульптор, архитектор, живописец и поэт воплотил собой идеал человека эпохи Возрождения – всесторонне и гармонично развитую личность.

Считая себя только скульптором, Микеланджело создал большое количество живописных шедевров и грандиозных архитектурных проектов, среди которых – купол собора Святого Петра, Сикстинская капелла, площадь Кампидольо в Риме, статуя Давида и библиотека Лауренциана во Флоренции. Его произведения обладают такой мощью и достоверностью, которые трудно не просто превзойти, но даже скопировать. 

Микеланджело Буонаротти, Галерея Уффици
Микеланджело Буонаротти, Галерея Уффици

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в семье обедневшего дворянина Лодовико Буонаротти. Место рождения гения – маленький городок Капрезе  (Caprese) недалеко от Флоренции (провинция Ареццо). Сегодня городок называется Капрезе-Микеланджело (Caprese Michelangelo) в честь своего великого уроженца.

Капрезе-Микеланджело
Капрезе-Микеланджело

Поворотным событием в судьбе Микеланджело стала ранняя смерть матери. В возрасте 6 лет ребенка отдали кормилице – жене каменотеса (почти все жители района, где родился Микеланджело, работали на каменных карьерах). Впоследствии Микеланджело придавал большое значение своим первым годам, проведенным среди каменотесов, у которых научился разминать глину и владеть резцом.

В нем рано проявилась склонность к скульптуре и живописи, и, хотя отец был против занятий сына, считая их недостойными древнего рода Буонаротти, в конце концов Микеланджело полностью посвятил себя служению искусству.

[ads-quote-center cite=’Микеланджело Буонаротти’]Из молока кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи[/ads-quote-center]

В отличие от Рафаэля, который умер в самом расцвете зрелости, Микеланджело прожил довольно долгую, даже по современным меркам, жизнь – целых 88 лет. Никто из художников (в широком смысле этого слова) ни до, ни после Микеланджело не проявил себя настолько же властно и мощно в трех пластических искусствах – живописи, скульптуре и архитектуре, и не оставил после себя столь разнообразного и выдающегося наследия.

Портрет Микеланджело, автор Даниэле да Вольтерра
Портрет Микеланджело, автор Даниэле да Вольтерра

Микеланджело был настоящим трудоголиком. Один из биографов писал, что он не снимал сапог, когда ложился спать, чтобы не тратить время на одевание и раздевание. Художник был равнодушен к материальным благам, вел почти пуританский образ жизни, хотя и считался богатым человеком. Его обед мог состоять из куска хлеба, который он жевал, чтобы не отвлекаться от работы. При этом Микеланджело очень гордился своим благородным происхождением, чем могли похвастать очень немногие представители его профессии.

туры выходного дня

Работы Микеланджело во Флоренции: 

  1. Церковь Святого духа (деревянное распятие, одно из самых ранних произведений)
  2. Casa Buonarotti (дом-музей семьи Буонаротти)
  3. Музей Барджелло (статуя Вакха)
  4. Галерея Академии (статуя Давида)
  5. Семейная усыпальница Медичи
  6. Библиотека Лауренциана
  7. Музей палаццо Веккьо (статуя Дух победы)
  8. Музей Опера-дель-Дуомо (флорентийская Пьета)
  9. Галерея Уффици (единственная картина Микеланджело во Флоренции)
  10. Церковь Санта-Кроче во Флоренции (усыпальница Микеланджело)

Работы Микеланджело в Риме: 

  1. Сикстинская капелла
  2. Капелла Паолина (Апостольский дворец)
  3. Собор Святого Петра (архитектурный проект)
  4. Cобор Святого Петра (Пьета)
  5. Площадь Кампидольо (проект)
  6. Усыпальница Юлия II
  7. Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва (статуя Христа с крестом)
  8. Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири (проект)

Где посмотреть работы Микеланджело Буонаротти во Флоренции

В 1488 году в возрасте 13 лет Микеланджело переезжает во Флоренцию и поступает в мастерскую Доменико Гирландайо, одного из ведущих флорентийских художников своего времени, где обучается основам фресковой живописи и проходит хорошую школу рисунка.

Учеба у Гирландайо была недолгой. Уже в 1489 Микеланджело был приглашен в художественную Академию, основанную правителем Флоренции Лоренцо Медичи (известного в истории под прозвищем Великолепный). Лоренцо Великолепный был так поражен талантами Микеланджело, что позволил ему жить во дворце Медичи на правах сына. 

Посмертный портрет Лоренцо Великолепного, автор Джорджо Вазари
Посмертный портрет Лоренцо Великолепного, автор Джорджо Вазари

В течение своей долгой жизни Микеланджело то покидал, то снова возвращался во Флоренцию, периодически раздираемую политическими беспорядками. За это время он успел создать множество произведений, которые сегодня находятся в различных музеях столицы региона Тоскана. 

✅Церковь Святого Духа, распятие / Basilica di Santa Maria del Santo Spirito

Внутри базилики Санто-Спирито можно увидеть одно из самых ранних произведений Микеланджело, которое он создал в возрасте всего 17 лет. После смерти своего покровителя Лоренцо Великолепного Микеланджело переезжает в монастырь Санта-Мария-дель-Санто-Спирито, где занимается анатомическим исследованием трупов, поступающих из больницы монастыря. 

Чтобы выразить свою признательность за разрешение на анатомические исследования, важные для творчества скульптора и художника, Микеланджело вырезает распятие для алтаря церкви Санто-Спирито. Интересно, что Христос на распятии изображен хрупким подростком (в более поздних произведениях Микеланджело он гораздо более мускулистый) и без одежды. 

Деревянное распятие в церкви Санто-Спирито, 1492 г.
Деревянное распятие в церкви Санто-Спирито, 1492 г.

✅Casa Buonarotti

Casa Bouonarotti – музей во Флоренции, расположенный в доме XVI в., принадлежавшем Микеланджело и представителям его семьи. Сам художник в доме не жил, но здесь можно увидеть две его ранние работы – барельефы, выполненные из мрамора: Madonna della Scala («Мадонна у лестницы») и «Битва кентавров». Также в музее находится коллекция предметов искусства (скульптуры, картины, археологические находки), рисунки и эскизы Микеланджело.

Casa Buonarotti
Casa Buonarotti

✅Музей Барджелло / Museo nazionale del Bargello

Барджелло – художественный музей во Флоренции, находящийся в здании XIII века, которое ранее служило резиденцией подеста (главы администрации в средневековых итальянских городах), а впоследствии тюрьмой и казармой. В музее представлены четыре работы Микеланджело. 

национальный музей Барджелло
Национальный музей Барджелло
  • Статуя Вакха (изображает бога вина Вакха (Бахуса) в человеческий рост). Дебютным произведением Микеланджело в Риме, куда он уезжал на время политических беспорядков во Флоренции, стало мраморное изваяние Вакха в человеческий рост. Сделанная по заказу кардинала Рафаэля Риарио, статуя впоследствии была приобретена банкиром Якопо Далли, который установил ее своем саду рядом с античными скульптурами. В 1572 году статую приобрели Медичи и перевезли во Флоренцию.
Вакх Микеланджело
Вакх, 1497 г.
  • Мраморный бюст Брута, убийцы Юлия Цезаря. По мнению некоторых исследователей, этот бюст отражал республиканские и антитиранические взгляды Микеланджело. 
  • Круглый мраморный барельеф (тондо) с Девой Марией, младенцем Иисусом и маленьким Иоанном Крестителем, созданный для семейства Питти
  • Давид-Аполлон (двойное название статуи связано с тем, что автор изменил сюжет в процессе работы)

✅Галерея Академии / Galleria dell’Accademia

Галерея Академии – художественный музей, где представлена одна из самых известных скульптур Микеланджело «Давид» и другие его работы, а также произведения флорентийских художников XIV-XVII вв. Это второй по посещаемости художественный музей Италии после Уффици. 

  • Статуя Давида. На время политических беспорядков во Флоренции Микеланджело уезжал то в Венецию, то в Болонью, то в Рим. Но в 1501 году он вернулся в родной город, где ему поручают изваять статую Давида. Когда в 1504 г. Микеланджело закончил свою работу, слава его гремела по всей Флоренции еще больше, чем после создании «Пьеты» в Риме. Первоначально статуя предназначалась для украшения флорентийского собора, но специально созванная комиссия решила поставить ее в самом сердце города, на площади Синьории, перед палаццо Веккьо, где находилось правительство. Это должно было символизировать свободу и независимость Республики. 
Давид, 1501-1504 гг
Давид, Галерея Академии, 1501-1504 гг. Статуя высотой 4,3 м изваяна из монолита чистейшего белого мрамора из Каррары

С 1873 году оригинальная скульптура Давида была перемещена с площади Синьории и находится в Галерее Академии. Причины перемещения были: необходимость сохранить одну из самых ценных скульптур в мире и решение создать отдельный музей с работами и рисунками Микеланджело к 400-летию со дня рождения художника.

Копия статуи Давида на площади Синьории перед палаццо Веккьо
Копия статуи Давида на площади Синьории перед палаццо Веккьо
Бронзовая копия статуи Давида на площади Микеланджело
Бронзовая копия статуи Давида на площади Микеланджело
  • Четыре незавершенные («non-finito») статуи «Рабы», предназначавшиеся для усыпальницы папы Юлия II
  • Скульптурная группа «Пьета» (около 1560 г.), обнаруженная в часовне Барберини в Палестрине (некоторые эксперты сомневаются, что данную скульптурную группу создал именно Микеланджело, а не его помощник или ученик)

Базилика Сан-Лоренцо (Святого Лаврентия), семейная усыпальница Медичи / Basilica di San Lorenzo

После смерти папы Юлия II в 1513 году на Святом престоле оказался Лев X из семейства Медичи. Он поручил Микеланджело спроектировать фасад церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело долго трудился над проектом, но в итоге реализовать его не удалось по причине дороговизны и последующей смерти папы-заказчика.

Кардинал Джулио Медичи (будущий Климент VII), желающий в том числе сохранить лояльность художника к своему семейству, поручил ему другую работу – проект семейной капеллы Медичи (Новой сакристии) при церкви Сан-Лоренцо, в котором Микеланджело выступал как скульптор и архитектор.

Гробница Джулиано Медичи со скульптурами День и ночь
Гробница Джулиано Медичи (младшего сына Лоренцо Великолепного и брата Льва X) с аллегорическими скульптурами «День» и «Ночь»

Эта работа Микеланджело тоже заняла очень много времени и, в итоге  осталась незавершенной. В ходе восстания во Флоренции Микеланджело поддержал повстанцев, из-за чего его отношения с семьей Медичи сильно испортились. Когда в 1530 году Медичи овладели городом, Микеланджело бежал, опасаясь за свою жизнь. В итоге часть скульптур для сакристии завершали его ученики. 

Библиотека Лауренциана / Biblioteca Medicea Laurenziana

А второй важный архитектурный проект Микеланджело во Флоренции – библиотека Лауренциана, задуманная как хранилище для книг и рукописей, принадлежавших семейству Медичи. Этот проект тоже остался незавершенным по тем же причинам – из-за политических разногласий с семьей Медичи, которых Микеланджело не поддержал во время восстания в городе. Строительство началось в 1525 году, а сама библиотека была открыта только в 1571.

библиотека лауренциана
Читальный зал библиотеки Лауренциана

Отдельного внимания заслуживает вестибюль библиотеки и лестница, ведущая к читальному залу. По замыслу Микеланджело, лестница должна была символизировать свободный и мощный поток мыслей.

Лестница, библиотека Лауренциана
Лестница, библиотека Лауренциана

Музей палаццо Веккьо / Museo di Palazzo Vecchio

В музее палаццо Веккьо находится скульптурная группа «Дух победы», которую Микеланджело создал для усыпальницы Юлия II. Статуя так и не была использована для усыпальницы папы (проект претерпел существенные изменения) и долгое время хранилась во флорентийской мастерской Микеланджело. Затем, по предложению Даниэле да Вольтерра, ее хотели установить на гробнице Микеланджело в церкви Санта-Кроче, но Джорджо Вазари, по проекту которого создавалась усыпальница художника, был против. В итоге статую передали герцогу Козимо I Медичи.

Дух победы
Дух победы, 1532—1534 гг.

Музей Опера-дель-Дуомо / Museo dell Opera del Duomo

В музее при соборе Санта-Мария-дель-Фьоре находится «флорентийская Пьета» – одна из поздних работ Микеланджело, в которой он снова возвращается к теме оплакивания Христа. Эту Пьету скульптор начинает создавать в пожилом возрасте, под впечатлением от смерти своего духовного друга и поэтессы Виттории Колонны. Некоторые исследователи считают, что в фигуре Никодима, несущего безжизненное тело Христа, Микеланджело изобразил самого себя. 

Пьета (Положение во гроб), 1547-1555
Пьета (Положение во гроб), 1547-1555

Галерея Уффици / Gallerie degli Uffizi

В начале 1500-х гг., находясь во Флоренции, помимо Давида Микеланджело создает еще один шедевр – тондо Дони. Это единственная картина Микеланджело во Флоренции, и находится она в галерее Уффици. Свое название тондо получило от имени богатого суконщика, заказавшего картину по случаю своего бракосочетания с Маддаленой Строцци, дочерью банкира. Сохранившуюся оригинальную раму украшают головы Христа и пророков, а также герб семьи Строцци. Это единственное произведение, написанное по дереву и бесспорно приписываемое Микеланджело.

Тондо Дони
Тондо Дони (по центру), ок. 1503-1504 гг.

Где посмотреть работы Микеланджело в Риме

После смерти Лоренцо Великолепного из-за постоянных политических беспорядков и отсутствия заказов во Флоренции  Микеланджело переезжает в Рим в 1496 году. Самым крупным меценатом и покровителем творчества Микеланджело был папа римский Юлий II, который сделал очень многое как для упрочнения позиций папского государства, так и для расцвета архитектуры и искусства в Вечном городе.

Экскурсия в Ватикан для всей семьи

После смерти Юлия II заказчиками Микеланджело выступали папы из рода Медичи – Лев X и Климент VII, а также Павел III из рода Фарнезе. В 1534 году Микеланджело окончательно перебирается в Рим и больше уже не возвращается во Флоренцию. 

Музеи Ватикана. Сикстинская капелла

Папа Юлий II – самый крупный меценат и покровитель творчества Микеланджело в первые его годы в Риме. Именно он в 1508 году поручает Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы, иллюстрирующую 9 сюжетов из Книги Бытия (первой книги Ветхого Завета). Именно это произведение Микеланджело считается величайшим примером искусства эпохи Возрождения. 

сикстинская капелла
Сикстинская капелла

В промежутке между распалубками свода Сикстинской капеллы Микеланджело изобразил пророков и сивилл, которые давно предсказывали появление Мессии для народа Израиля, или Спасителя для мира язычников. Каждый персонаж сидит на троне. Сивилла из древнегреческого города Дельфы была написана первой и является одной из самых прекрасных фигур в росписи Сикстинской капеллы.

[ads-quote-center cite=’Фредерик Харт, американский скульптор’]В своем прославленном полуобороте Дельфийская сивилла обращает свой взор нас… ее волосы и мантию развевает ветер, получивший название «Духовного дуновения»… Ее мощная левая рука и мускулистая спина ее помощника считаются самыми прекрасными фрагментами живописи на всем плафоне[/ads-quote-center]

Дельфийская сивилла
Дельфийская сивилла (Сикстинская капелла), 1509 г.

Среди всех гениальных фресок Сикстинской капеллы есть одна, которая выделяется даже на этом исключительном фоне. «Сотворение Адама» – шедевр среди шедевров, наивысший образец вдохновения Микеланджело, после которого трудно было представить по-другому библейский сюжет сотворения человека.

По мнению Джорджо Вазари, Адам Микеланджело написан «таким прекрасным, в таком положении, с такими очертаниями, что кажется, будто он действительно сотворен Создателем, а не кистью по замыслу человека». К первому человеку через бесконечное пространство Вселенной летит Бог в окружении сонма ангелов. Левая рука Адама робко тянется навстречу правой деснице Создателя. Их руки не соприкасаются, но именно в этом небольшом пространстве между их пальцами сосредоточен смысловой центр фрески: кажется, что сейчас произойдет разряд божественной энергии, дарующей жизнь первому человеку. 

Сотворение Адама, 1511 г.

В 1534 году Микеланджело получает новый заказ – на этот раз на роспись алтарной стены Сикстинской капеллы, куда он возвращается спустя 25 лет после росписи плафона. Папа Павел III заказал ему огромную фреску на тему Страшного суда, над которой художник трудился в течение 6 лет (если включить срок для подготовки стены алтаря). Фреска изображает Второе пришествие Иисуса Христа и божественный суд над человечеством. 

[ads-quote-center cite=’Джорджо Вазари’]Роспись поразила и удивила… весь Рим, более того – весь мир[/ads-quote-center]

Всего на фреске насчитывается более 300 фигур, причем почти все мужчины и ангелы первоначально были обнаженными. В XVI в. это стало причиной большого скандала. Особо консервативные священнослужители видели только «стену обнаженных тел», а не «заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом».

За несколько недель до смерти Микеланджело было принято решение прикрыть драпировками чресла обнаженных фигур. Эта неблагодарная задача была поручена художнику Даниэле да Вольтерра (который был большим поклонником Микеланджело). За это его в насмешку прозвали Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).

Страшный суд
Страшный суд, 1536-1541 гг.

Капелла Паолина, Апостольский дворец (Ватикан)

Последние годы жизни Микеланджело довольно много работает для папского двора. Для капеллы Паолина, возведенной по указанию Павла III, мастер создал две фрески – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» (1542-1550). Темы фресок были выбраны самим Папой в честь апостолов Петра и Павла, святых покровителей Рима. 

Обращение Савла
Обращение Савла, 1542-1545 гг.

Собор Святого Петра

С 1546 году Микеланджело занимался проектом собора Святого Петра, одного из самых важных и крупных храмов христианского мира. Строительство началось еще в 1506-м, но постоянно стопорилось из-за многочисленных изменений, вносимых в проект. Микеланджело вернулся к идее центральнокупольного сооружения, предложенной когда-то Донато Браманте. Над постройкой должен был возвышаться мощный центральный купол по примеру древнеримского Пантеона.

Микеланджело рассматривал свою работу над куполом собора Святого Петра как одну из величайших в своей жизни, которая дарует ему спасение на небесах. Однако при жизни Микеланджело возвели только центральный барабан купола, а само строительство собора было завершено только в 1626 году.

Собор Святого Петра в Ватикане
Собор Святого Петра в Ватикане
Купол собора Святого Петра
Купол собора Святого Петра

Собор Святого Петра, скульптурная группа «Пьета»

В период между 1498 и 1499 гг. по заказу кардинала Жана Билэра де Лягрола Микеланджело изваял великолепную скульптурную группу «Пьета» (оплакивание Христа Марией). Она упрочила славу Микеланджело как выдающегося скульптора. Практически сразу «Пьета» была признана шедевром, вызывающим безмерное восхищение всех, кто ее видел.

Когда Микеланджело ее изваял, ему не было и 25 лет, и, конечно же, нашлись те, кто усомнился в его авторстве. Как писал биограф Микеланджело Джорджо Вазари, некие миланцы даже утверждали, что это работа их земляка. Тогда Микеланджело, вооружившись светильником и резцом, пробрался ночью к скульптуре и вырезал свое имя на ленте, опоясывающей грудь Мадонны: «Michael Angelus Bonarotus Fiorent(inus) Faciebat» («Сделано Микеланджело Буонаротти, флорентийцем»). Это единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

Пьета, Микеланджело
Пьета, 1499 г.

✅Площадь Кампидольо / Piazza del Campidoglio

Площадь Кампидольо (Капитолийская площадь) расположена на вершине Капитолийского холма, где во времена Древнего Рима находился табуларий (государственный архив). В Средние века, однако, это место пришло в запустение, и его даже использовали в качестве пастбища для коз.

Папа Павел III был недоволен тем, во что превратилась площадь в самом сердце Рима. Также ему хотелось впечатлить императора Карла V, поэтому разработку проекта площади и зданий на Капитолийском холме он поручил самому талантливому на тот момент архитектору – Микеланджело. 

Микеланджело придал площади трапециевидную форму и изменил ее ориентацию с Римского форума (символа античного языческого Рима) на базилику Святого Петра, то есть папский Рим и христианство. В центр была помещена конная статуя Марка Аврелия, для которой Микеланджело создал постамент. Это единственная дошедшая до наших дней конная статуя римского императора (она сохранилась благодаря тому, что человека на коне приняли за первого христианского императора Константина Великого).

Также Микеланджело разработал новый фасад для обветшалого Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori), и создал проект Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo) как его зеркальное отражение, тем самым обеспечив баланс и симметричность зданий. Сегодня в обоих палаццо размещаются экспозиции Капитолийских музеев.

Капитолийская площадь, 1534-1538 гг.
Капитолийская площадь

Микеланджело спроектировал не только саму площадь, но и широкую и пологую, напоминающую пандус, лестницу Кордоната (Cordonata), ведущую на нее.

Лестница Кордоната
Лестница Кордоната

Хотя на момент смерти Микеланджело работа по переустройству площади не была завершена, в течение следующих 100 лет его рисунки использовались для придания ей окончательного облика.  

Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи, усыпальница Папы Юлия II

В начале XVI в. папа Юлий II выступал заказчиком многих работ в Ватикане и Риме, приглашая лучших архитекторов, скульпторов и живописцев. К созданию собственной усыпальницы он решил привлечь лучшего из лучших – Микеланджело, поручив ему реализовать грандиозный проект. Усыпальница Юлия II в первоначальном варианте своими размерами и богатствами могла бы затмить все остальные гробницы мира. Она должна была иметь 9 метров в ширину и 6 в длину и три яруса, украшенных 40 статуями размерами выше человеческого роста.

тур выходного дня

Строительство планировалось завершить через 5 лет, но даже гению Микеланджело такая задача оказалась не под силу. В 1506 году Юлий II задумал перестроить собор Святого Петра, и новый проект отвлек его от мыслей об усыпальнице. А в 1513 году папа умер, и Микеланджело пришлось годами судиться с наследниками, прежде чем была достигнута договоренность о строительстве более скромной гробницы.

[ads-quote-center cite=’Микеланджело Буонаротти’]Я потратил свою молодость, будучи прикован к этой гробнице. [/ads-quote-center]

В итоге работы по созданию усыпальницы для папы были завершены только спустя 40 лет с момента заказа. От первоначального замысла, который оказался слишком дорогостоящим, практически полностью пришлось отказаться. Микеланджело успел создать лишь статую Моисея (также ведутся споры об авторстве женских фигур Лии и Рахили в нижнем ярусе), остальные были выполнены его помощниками.

Усыпальница Юлия II, церковь Сан-Петро-ин-Винколи, 1545 г.
Усыпальница Юлия II, церковь Сан-Петро-ин-Винколи, 1545 г.
Статуя Моисея работы Микеланджело
Статуя Моисея работы Микеланджело

Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva

Церковь Санта-Мария-сопра-Минерва (входит в маршрут нашего обзорного квеста по Риму) – единственная оригинальная готическая церковь Рима. Здесь, слева от алтаря, находится  одна из наименее известных работ мастера – мраморная статуя «Христос с крестом». Изначально статуя изображала Христа полностью обнаженным, драпировка была добавлена позднее – в XVII в.

Христос с крестом
Христос с крестом, 1519—1521

✅Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири / Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири перестроена из руин терм императора Диоклетиана (эти термы были самыми большими в Риме). Довольно сложный проект по перестройке был доверен Микеланджело, и эта церковь – его последняя работа перед смертью.

Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири

Где похоронен Микеланджело Буонаротти?

Церковь Санта-Кроче во Флоренции

18 февраля 1564 года, совсем немного не дожив до 89 лет, Микеланджело скончался в Риме. Художник выразил желание быть похороненным в родной Флоренции, поэтому его останки были перевезены во флорентийскую церковь Санта-Кроче. Надгробие со скорбящими фигурами, воплощающими живопись, ваяние и зодчество, было сделано по эскизу его друга и биографа Джорджо Вазари.

Гробница Микеланджело в церкви Санта-Кроче
Гробница Микеланджело в церкви Санта-Кроче

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

Добавить комментарий