fbpx
Пинакотека Ватикана

Рафаэль Санти. Где посмотреть работы Рафаэля в Риме и Флоренции

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

Рафаэль Санти (Raffaello Sancti) – один из трех титанов эпохи Высокого Возрождения наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти. Рафаэль был выдающимся живописцем, а также архитектором, гений которого выражался в особом умении синтезировать все достижения его современников. В его искусстве сочеталась мягкая грациозность и утонченность живописи Перуджино, загадочность портретов Да Винчи и глубина творческой мысли Микеланджело. 

Рафаэль Санкти
Автопортрет Рафаэля Санти

Рафаэль родился 28 марта (или 6 апреля) 1483 г. в небольшом городе Урбино (регион Марке) в семье Джованни Санти, придворного живописца герцога Монтефельтро. С самого детства будущий гений эпохи Возрождения впитал тягу к прекрасному, а основы живописи перенял от собственного отца. Дом, где жила семья Рафаэля в Урбино, сохранился до сих пор. Сегодня в нем размещается музей – Дом Рафаэля

Дом, где родился Рафаэль

Если верить ряду источников, то отец отвез маленького Рафаэля в Перуджу и отдал в обучение к прославленному мастеру Пьетро Перуджино. А в возрасте всего лишь 17-ти лет Рафаэль сам состоялся как признанный художник. В одном из документов, датированных 1500 годом, о нем пишут уже как о мастере – магистре (magister).

К 1504 г. Рафаэль переселился во Флоренцию, которая в то время считалась самым лучшим местом для совершенствования живописной техники. Художник прожил во Флоренции 4 года (этот период творчества художника называется «флорентийским»), хотя периодически работал и в других близлежащих городах, прежде всего в Перудже и Урбино. Именно во Флоренции Рафаэль впервые познакомился с творчеством своих выдающихся современников – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Фра Бартоломео. Вдохновленный их творчеством, Рафаэль постепенно оставит изящную манеру, перенятую от Перуджино, в пользу более мощных и монументальных форм. 

Рафаэль Санти. Где посмотреть его работы во Флоренции

Галерея Палатина (Палаццо Питти)

  • Портреты богатого торговца тканями из Перуджи Аньоло Дони и его жены Маддалены Дони
  • «Мадонна под балдахином», написанная Рафаэлем для алтаря церкви Санто-Спирито 
Мадонна под балдахином
Мадонна под балдахином, 1508 г.
  • «Дама в покрывале» («Донна Велата»): как считается, натурщицей для этой картины была возлюбленная Рафаэля Форнарина 
  • «Мадонна в кресле» – одна из самых значительных картин Рафаэля, посвященных теме Мадонны. Здесь Богоматерь изображена юной хрупкой девушкой с необыкновенно нежным чарующим взглядом. 
Мадонна в кресле, 1513 г
Мадонна в кресле, 1513 г.
  • Портрет кардинала Томмазо Ингирами. Кардинал изображен в одеянии ученого, а не в кардинальской мантии. Взгляд его направлен вверх и в сторону. Прибегнув к этому приему, Рафаэль сумел скрыть косоглазие кардинала. 
Портрет Томмазо Ингирами
Портрет Томмазо Ингирами, 1513 г.
  • «Видение Иезекииля» – одно из самых значительных произведений в собрании Палаццо Питти. Эта картина была написана Рафаэлем для дворянина из Болоньи. На картине Бог представлен плывущим по воздуху, в окружении ангелов и 4-х крылатых существ, которые символизируют 4 евангелистов (Марка, Иоанна, Матфея и Луку). Масштаб видения контрастирует с пейзажем внизу и самим Иезекиилем, который изображен крошечным человечком, выхваченным из тени ярким лучом света.  
Видение пророка Иезекииля, 1518 г.
Видение пророка Иезекииля, 1518 г.

Всего в коллекции галереи Палатина представлены 12 работ Рафаэля. 

Галерея Уффици

  • «Мадонна со щеглом» — картина Рафаэля, написанная во флорентийский период его творчества.
  • «Папа Лев X с двумя кардиналами» – один из лучших групповых портретов эпохи Возрождения. На картине изображен Папа Лев X с племянниками, кардиналами Джулио Медичи (будущий Климент VII) и Луиджи де Росси (справа). Портрет написан по случаю бракосочетания Лоренцо Медичи в 1518 г. Мать Лоренцо писала, что во время одного из застолий Лоренцо приказал поставить портрет на стол, за которым сидели гости – настолько он был реалистичным, что казалось, будто Папа и кардиналы лично почтили обед своим присутствием. 
Папа Лев X с двумя кардиналами
Папа Лев X с двумя кардиналами, 1517-1518 гг.

Рафаэль Санти. Где посмотреть его работы в Риме

К концу 1508 года Рафаэль (возможно, по совету своего дальнего родственника архитектора Донато Браманте) переезжает в Рим, где поступает на службу к Папе Римскому Юлию II.  

Музеи Ватикана (Апостольский дворец)

В возрасте всего 25-ти лет Рафаэль получил довольно почетный и ответственный заказ от папы Юлия II на роспись комнат (станц) в Апостольском дворце.

Портрет Юлия II Рафаэль Санти
Портрет Юлия II, 1511-1512 гг.

Юлий II категорически не желал жить в апартаментах своего предшественника Александра VI Борджиа, которого считал приспешником дьявола. Так как папские покои были украшены портретами и изречениями ненавистного ему Борджиа, Юлий II заказал себе новые апартаменты – станцы, этажом выше.  

Всего Рафаэль совместно с помощниками расписал 4 комнаты для Юлия II. Хотя многие поначалу были возмущены тем, что молодому выскочке в этих комнатах было позволено уничтожить росписи предшественников Кастаньо, Пьеро делла Франческа, Синьорелли, Перуджино, Содома и Перуцци, впоследствии станцы стали считаться одним из величайших шедевров Западного искусства. 

  • Станца делла Сеньятура / Stanza della Segnatura (Зал подписей, использовался для подписания и скрепления печатью важных документов) 

По мнению исследователей, именно эту комнату Рафаэль расписал практически полностью сам (в то время как росписи других залов, по мере увеличения заказов, он поручал также и своим помощникам). 

stanza della segnatura

Фрески Рафаэля, которыми украшены стены станцы делла Сеньятура, — аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» — философия, «Диспута» — богословие, «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие, «Парнас» — поэзия.

Самая знаменитая из них — «Афинская школа» (1509-1511 гг.), которая относится к главным шедеврам эпохи Возрождения. 

Фреска Афинская школа
Афинская школа, 1511

Рафаэль представил античный мир философии, который считался идеалом для просвещенных людей эпохи Возрождения. На фреске изображена Академия, основанная Платоном в IV в. до н.э. Рафаэль, конечно, знал, что Академия располагалась под открытым небом, но решил поместить ее в величественном здании, которое должно было подчеркнуть значимость Античности как золотого века человеческой мысли.

Под арочными сводами воображаемого здания мы видим прославленных античных философов (и одновременно – прославленных современников самого Рафаэля, что подчеркивает преемственность эпох). Две центральные фигуры – Платон (внешне схожий с Леонардо да Винчи) и Аристотель. Сидящий на ступеньках Гераклит Эфесский напоминает Микеланджело, а в геометре Евклиде (лысом старце, вокруг которого столпились ученики) угадывается образ архитектора собора Святого Петра Донато Браманте. В правом нижнем углу на зрителей смотрит молодой юноша – так Рафаэль включил в фреску самого себя. 

  • Станца д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) 

В этой зале наиболее примечательна фреска «Изгнание Элиодора из Храма»

Изгнание Элиодора из Храма, 1511-1512 гг.
Изгнание Элиодора из Храма, 1511-1512 гг.

Фреска изображает эпизод из Ветхого Завета. Элиодора, похитившего пожертвования из Храма, повергает ниц конь небесного воина. По центру расположена фигура молящегося первосвященника Онии. Не случайна фигура Юлия II (слева – старец в красной мантии). Она должна была воплощать упрочнение позиций церкви в тот момент, когда ее существованию угрожали внутренние противоречия и внешние враги.

Еще одна заслуживающая внимание фреска в станце д’Элиодоро – «Освобождение апостола Петра из темницы». Тема этой фрески была особенно дорога Юлию II: он очень чтил римскую церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи, где хранятся кандалы апостола Петра. В этой церкви 30 лет спустя было воздвигнуто его надгробие, спроектированное Микеланджело. 

В левой верхней части композиции Рафаэль изобразил луну, частично скрытую облаками. Это одно из первых реалистичных изображений ночного неба в итальянском искусстве.

Освобождение апостола Петра из темницы
Освобождение апостола Петра из темницы, 1512-1513 гг.

В двух других станцах (станца Константина и станца дель Инчендио ди Борго) работали преимущественно ученики Рафаэля по эскизам, оставшимся после его смерти. 

Музеи Ватикана (Пинакотека)

Пинакотека Ватикана – коллекция произведений живописи от Средневековья до XIX века. Целый зал Пинакотеки посвящен произведениям Рафаэля. Здесь выставлены такие картины, как «Мадонна ди Фолиньо» (1511 г.), «Коронование Марии» (1502—1504 гг.), «Мадонна с младенцем и святыми» (1533—1535 гг.), а также гобелены, сделанные по эскизам Рафаэля для Сикстинской капеллы. Здесь же находится и последняя картина, написанная Рафаэлем перед своей смертью, – «Преображение».

Преображение Господне, 1520 г.
Пинакотека Ватикана, зал Рафаэля
Пинакотека Ватикана, зал Рафаэля

Собор Святого Петра

В 1514 году Юлий II назначил Рафаэля архитектором собора Святого Петра, поручив разработать проект реконструкции. Собор начал строить в 1506 г. архитектор Браманте, избравший форму греческого (равностороннего) креста. После смерти Браманте работы ненадолго возглавил Рафаэль, который вернулся к более традиционной для католичества форме латинского креста. И хотя проект реконструкции после его смерти был изменен, все же Рафаэля тоже можно отнести к сонму архитекторов, работавших над созданием одного из величайших зданий христианского мира.  

Собор Святого Петра в Ватикане

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо 

Помимо Римских пап Юлия II и Льва X, главным меценатом Рафаэля в Риме был крупный банкир Агостино Киджи (его банк имел более 100 филиалов по всей Италии и за границей). Архитектура Рафаэля практически не дошла до наших дней (спроектированные им здания были либо перестроены, либо разрушены), хотя при жизни Рафаэля его архитектурный талант довольно высоко оценивался. Тем интереснее созданная по проекту Рафаэля погребальная капелла Агостино Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, сохранившаяся до наших дней.

Капелла богато украшена живописью, скульптурами, мозаикой. К сожалению, ни сам Рафаэль, ни Агостино Киджи не дожили до завершения работ. Капелла была завершена уже в XVII в. гением барокко Джованни Лоренцо Бернини. 

Капелла КиджиКапелла Киджи

Капелла Киджи и «дьявольская дыра» на полу капеллы упоминаются в романе Дэна Брауна «Ангелы и Демоны». 

Дьявольская дыра Капелла Киджи

[ads_hr hr_style=»hr-zigzag»]

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо входит в маршрут экскурсии «Вечный город и магия кино». Для заказа пишите => planmytrip@wowitaly.ru, +7 910 476 3433 (WhatsApp)

[ads_hr hr_style=»hr-zigzag»]

Галерея Боргезе

На втором этаже галереи Боргезе находится картина «Снятие с креста» – раннее творение Рафаэля, написанное им в молодом возрасте. Первоначально она находилась в церкви Сан-Франческо в Перудже. По приказу папы Павля V Боргезе группа мужчин под покровом ночи проскользнула в церковь и выкрала картину. В итоге она стала одной из ключевых в коллекции его племянника Шипионе Боргезе.

снятие с креста
Снятие с креста, 1508 г.

Галерея Дориа-Памфили (Galleria Doria Pamphilj)

Галерея Дориа-Памфили – это частная картинная галерея, расположенная в палаццо Дориа-Памфили на виа дель Корсо (в другом крыле здания до сих пор проживает княжеская семья Дориа-Памфили). В галерее представлены работы итальянских и зарубежных мастеров, в том числе Караваджо, Тинторетто, Рубенса. Есть здесь и картина Рафаэля – двойной портрет венецианского дипломата Андреа Наваджеро и гуманиста и поэта Агостино Беззано. 

Двойной портрет Андреа Наваджеро и Агостино Беззано, 1516

✅Национальная галерея старинного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica)

В Национальной галерее старинного искусства в палаццо Барберини находится «Форнарина», один из самых известных светских портретов Рафаэля. Историки искусства считают, что на портрете изображена возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути, известная как Форнарина (т.е. «дочь булочника»). Считается, что после одного такого страстного визита к Форнарине у художника поднялась высокая температура, и он скоропостижно умер в возрасте 37 лет. 

Форнарина, художник Рафаэль Санти
Форнарина, 1518-1519 гг.

Говорили, что Форнарина была возлюбленной Рафаэля, хотя не доказано, существовала ли эта женщина в реальности. Интересно, что продолжительное время Рафаэль был обручен с племянницей своего друга и покровителя, могущественного кардинала Довицци ди Биббиены. Мария Биббиена так долго ждала свадьбы с Рафаэлем, что умерла раньше, чем это произошло. По иронии судьбы Рафаэль умер вскоре после нее, в возрасте всего 37 лет и в день своего рождения 6 апреля. И Рафаэль, и Мария похоронены рядом в римском Пантеоне

Гробница Рафаэля Санти в римском Пантеоне
Гробница с прахом Рафаэля Санти в римском Пантеоне. Эпитафия на гробнице гласит: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть»

Церковь Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace)

В крошечной церкви, находящейся недалеко от площади Навона, обратите внимание на часовню справа. Здесь можно увидеть фреску «Сибиллы (прорицательницы) и ангелы», написанную Рафаэлем под вдохновением росписей Микеланджело в Сикстинской капелле. Фреска создана для капеллы Киджи – всё того же Агостино Киджи, богатого банкира и мецената.

Церковь Санта-Мария-делла-Паче
Церковь Санта-Мария-делла-Паче
Пророки и сивиллы
Cибиллы и ангелы, 1514 г.

Церковь Сант-Агостино (Sant’Agostino)

Церковь Сант-Агостино, известная тем, что в старину большую часть прихожанок составляли женщины пониженной социальной ответственности, тоже находится недалеко от площади Навона. В церкви находятся работы Караваджо и Сансовино, а также капелла, спроектированная Бернини. На третьем столбе по правую руку находится фреска Рафаэля «Пророк Исайя», в которой тоже чувствуется влияние Микеланджело на молодого художника. 

Фреска Пророк Исайя в церкви Сант-Агостино
Фреска Пророк Исайя в церкви Сант-Агостино

Вилла Фарнезина в районе Трастевере

По заказу банкира Агостино Киджи Рафаэль наряду с другими выдающимися художниками участвовал в оформлении его строящейся виллы. Впоследствии вилла получила название Фарнезина по имени семейства Фарнезе, купившего эту виллу в 1579 г.

вилла Фарнезина
Вилла Фарнезина

Многие работы Рафаэля для виллы Фарнезина были позже закончены его учениками, но фреска «Триумф Галатеи» была полностью выполнена лично художником. Согласно мифу, Галатея была прелестной морской нимфой, влюбленной в Акида-Ациса, сына лесного бога Пана. Влюбленный в Галатею, но отвергнутый нимфой сицилийский циклоп Полифем подстерег Акида и убил его. Галатее не оставалось ничего другого, как превратить своего возлюбленного в прекрасную речку.

Рафаэль не стал описывать эти драматические события, а остановился на моменте триумфа любви. Галатея предстает перед нами в окружении различных морских существ – гиппокампов, тритонов, дельфинов (больше напоминающие хищных существ).

Триумф Галатеи
Триумф Галатеи, 1512 г.

Также для виллы Агостино Киджи Рафаэль написал фрески на другие мифологические темы.

Свадебный пир Амура и Психеи, 1518-1519 гг.
Свадебный пир Амура и Психеи, 1518-1519 гг.

Вилла Мадама (в нескольких км к северу от Ватикана)

Вилла Медичи (переименованная позднее в виллу Мадама) строилась по заказу кардинала Джулио Медичи, кузена Папы Льва X. Позднее Джулио Медичи сам стал Папой, приняв имя Климента VII. Проект был поручен Рафаэлю. Строительство началось в 1518 г., а в 1520 г. Рафаэль умер. При его жизни успели построить только одно крыло и начать отделочные работы в лоджии, ведущей в сад. Лоджия Рафаэля на вилле Мадама – великолепный пример интерьера в стиле эпохи Возрождения. 

Лоджия Рафаэля Вилла Мадама
Лоджия Рафаэля, 1520 г.

*Одну из самых знаменитых работ Рафаэля «Сикстинская мадонна» можно посмотреть в Германии в Дрезденской картинной галерее. Одно время эта картина была самой знаменитой в мире во многом благодаря той огромной сумме, которую за нее заплатил Фридрих III Август Саксонский. Король Саксонии приобрел эту работу Рафаэля у церкви Святого Сикста в Пьяченце. Именно поэтому Мадонна называется Сикстинской и известна именно под этим именем, хотя ее истинное название «Мадонна с младенцем и со святыми Сикстом и Варварой» (в этой церкви хранятся их мощи).

Из всех изображений Мадонны, когда-либо написанных Рафаэлем, эта Мадонна – самая величественная и единственная, изображенная в полный рост и почти в натуральную величину. 

Сикстинская Мадонна, Рафаэль Санти
Сикстинская Мадонна, 1512-1513 гг. (Дрезденская картинная галерея)

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

Добавить комментарий