Сан-Пьетро-ин-Винколи – римская церковь с шедевром Микеланджело
Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli, буквально Святой Петр в цепях) – не самая известная у туристов римская церковь, но зато хорошо известная христианским паломникам и просто верующим людям, так как в ней хранятся цепи апостола Петра. И, конечно, Сан-Пьетро-ин-Винколи известна тем, кто интересуется искусством.
Не посетить эту церковь – большое упущение, ведь именно в ней находится одно из ключевых произведений искусства XVI века, которое можно увидеть совершенно бесплатно. Речь идет о гробнице Папы Юлия II, для которой Микеланджело Буонаротти создал несравненную по красоте и выразительности скульптуру Моисея.
Содержание статьи:
- Где находится Сан-Пьетро-ин-Винколи
- История и архитектура церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи
- Гробница Папы Юлия II и Моисей Микеланджело
Где находится Сан-Пьетро-ин-Винколи
Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи находится в римском районе Монти совсем недалеко от Колизея, всего в 7 минутах ходьбы. Пройти до нее от Колизея можно по знаменитой лестнице Борджиа. Ближайшее к церкви метро – Cavour (синяя ветка B).
Адрес: Piazza di San Pietro in Vincoli, 4/a
Часы работы: 08.00 – 12.30, 15.30 – 18.00-19.00 (часы работы могут отличаться в летнее и зимнее время)
Вход: бесплатно, пожертвования приветствуется
История и архитектура церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи
Сан-Пьетро-ин-Винколи построена в V веке на средства императрицы Евдоксии, жены императора Валентиниана III. Церковь возвели специально для хранения «честных вериг» (цепей) апостола Петра, которые были переданы Евдоксии иерусалимским патриархом.
Согласно деяниям апостолов, этими цепями Петр был скован в темнице в Иерусалиме, куда его бросили по приказу царя Ирода. Петру в заточении явился ангел, который повел его за собой. Двери тюрьмы перед ними открылись сами по себе, а кандалы упали на землю.
Когда цепи из Иерусалима оказались в Риме, папа Лев I решил их сравнить с теми, что сковывали апостола Петра во время его заточения в Мамертинской тюрьме. Чудесным образом в руках Папы две цепи соединились в одну, которая с тех пор хранится в реликварии под главным алтарем церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Чудо слияния двух цепей отмечают 1 августа.
Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи, освященная в 439 г., претерпела в течение веков несколько перестроек и реконструкций. Значимый вклад в обновление облика церкви внес Папа Юлий II (он же Джулиано делла Ровере, бывший до своей интронизации кардиналом-священником Сан-Пьетро-ин-Винколи). Именно он заказал Микеланджело Буонаротти грандиозный проект – создание собственной гробницы, где центральное место заняла статуя пророка Моисея.
Фасад церкви отличается аскетичностью, как и интерьер, который тоже выделяется своей скромностью на фоне других римских церквей. Центральный неф украшает кессонный потолок с фреской генуэзского живописца Джованни Баттиста Пароди «Чудо цепей». Сюжет изображает, как Папа Александр исцеляет цепями апостола Петра Святую Бальбину. По бокам нефа находятся два ряда массивных колонн дорического ордера, которые, скорее всего, позаимствованы у древнеримского храма или терм.
В церкви находятся усыпальницы нескольких кардиналов, ценная мозаика VII в., а также два полотна Гверчино.
Гробница Папы Юлия II и Моисей Микеланджело
Усыпальница Папы Юлия II в первоначальном варианте своими размерами и количеством скульптур должна была стать одной из величайших в христианском мире. Строительство планировалось завершить через 5 лет, но даже гению Микеланджело, которому была доверена реализация масштабного проекта, такая задача оказалась не под силу.
В 1506 г. Юлий II задумал перестроить собор Святого Петра, и новый проект отвлек его от мыслей об усыпальнице. В 1513 г. Папа умер, но так как гробница не была завершена, то его останки поместили в соборе Святого Петра, где первоначально и планировалось построить гробницу (но из-за разногласий между Папой и Микеланджело и изменений размера гробницы в итоге ее перенесли в Сан-Пьетро-ин-Винколи).
Работы по созданию усыпальницы для Папы были завершены только спустя 40 лет с момента заказа. От первоначального замысла, который оказался слишком дорогостоящим, практически полностью пришлось отказаться, и финальная реализация оказалась гораздо скромнее. Преемников Папы Юлия на троне Святого Петра тоже не очень интересовал могильный памятник предшественнику, поэтому Микеланджело мог работать над ним лишь время от времени. Ко времени смерти Микеланджело в 1564 году были завершены только статуи Моисея, Лии, Рахили и двух умирающих рабов. Часть исследователей при этом сомневается в авторстве Микеланджело относительно двух женских фигур нижнего яруса (Лии и Рахили).
Что точно успел сделать Микеланджело, так это центральную фигуру нижнего яруса – Моисея, над которой великий скульптор работал в 1513-1515 гг. Остальные скульптуры были созданы его помощниками, а незаконченные фигуры рабов авторства Микеланджело для гробницы можно увидеть в Галерее Академии во Флоренции и в парижском Лувре.
Но чего стоит только одна эта статуя! В Моисее Микеланджело чувствуется вся мощь личности ветхозаветного пророка, который был избран Богом для передачи людям заповедей жизни. Момент, который изобразил Микеланджело – тот самый, когда Моисей, получив Скрижали с заповедями на горе Синай, спустился с горы, и лучи света исходили от его лица.
Считается, что из-за неправильной трактовки текста Ветхого Завета в перевод вкралась ошибка, поэтому лучи света Моисея так напоминают рога.
[tds_note]«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».[/tds_note]
Так как в иврите не пишут гласные, слово qrn имеет значение и как «рог», и как «луч» («каран» или «карнаим» – «лучи» – возможно, было перепутано с «кэрэн» – «рогами»), отсюда и пошла ошибка трактовки ветхозаветного текста. Поэтому часто можно увидеть скульптурные изображения Моисея с двумя рожками на голове, символизирующими «сияние Господа».
Когда Моисей спустился с горы, то обнаружил, что народ Израилев поклоняется Золотому тельцу (то есть идолу). Разумеется, пророк был в ярости от того, что увидел. Микеланджело мастерски передает с трудом подавляемый гнев Моисея через вздувшиеся вены на мускулистых руках и напряженную позу.
По мнению многих критиков, Микеланджело считал скульптуру Моисея для гробницы Юлия II одной из лучших своих работ, так как она получилась полной жизни и очень реалистичной. Согласно легенде, трещина на колене Моисея появилась после того, как сам Микеланжело ударил скульптуру, крича: «Почему ты не говоришь?».
Гробница находится в правом трансепте церкви, по правую руку от алтаря. Чтобы рассмотреть шедевр Микеланджело, нужно сделать небольшое пожертвование, и свет, направленный на скульптуры, загорится автоматически.