Музей Пио-Клементино

Музей Пио-Клементино в Ватикане. Шедевры и история

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)
  • 2
    Shares

Музей Пио-Клементино, он же Пия-Климента (Museo Pio Clementino) в составе комплекса музеев Ватикана является одним из самых известных и старейших музеев в мире, посвященных античной скульптуре. В экспозиции представлены наиболее выдающиеся образцы древнеримских и греческих статуй, а также бюсты императоров и божеств, саркофаги, античные маски, напольная мозаика.

Жемчужины коллекции музея Пио-Клементино: 

  • Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья»
  • Аполлон Бельведерский
  • Бельведерский торс («торс Микеланджело»)
  • Статуя Апоксиомена («спортсмена со скребком»)
  • Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы
  • Порфировые саркофаги матери и дочери императора Константина
  • Напольная мозаика, привезенная с римских вилл

Для заказа экскурсий и билетов в музеи Ватикана, сады Ватикана, Апостольский дворец в Кастель Гандольфо=> planmytrip@wowitaly.ru, +7 926 072-94-38 (WhatsApp)

Содержание статьи:

  1. Кратко об истории музея
  2. Где находится музей Пио-Клементино, часы работы
  3. Квадратный вестибюль, круглый вестибюль и Кабинет Апоксиомена («атлет со скребком»)
  4. Октогональный двор (Лаокоон и его сыновья, Аполлон Бельведерский, Персей Триумфатор)
  5. Галерея статуй и Зал бюстов (Спящая Ариадна)
  6. Зал Ротонда (порфировая чаша Нерона, статуя Геркулеса из позолоченной бронзы)
  7. Зал Греческого креста (саркофаг Святой Елены)
  8. Зал Муз (Торс Бельведерский)
  9. Зал Животных
  10. Зал Колесницы
  11. Кабинет Масок
  12. Двор Бельведер (парковка Ватикана)

 

Музей Пио-Клементино. Кратко об истории

Ядро коллекции будущего музея заложил еще Папа Юлий II, известный деятель эпохи Ренессанса и покровитель искусств. Взойдя на престол Святого Петра, он перенес скульптуры из личной коллекции в квадратный двор дворца Бельведер – именно с этого двора и начинается история музеев Ватикана (которые считаются вторым старейшим музеем мира после Капитолийских музеев).

В XVIII веке количество экспонатов значительно увеличилось. Музей Пио-Клементино в Ватикане создавался прежде всего для того, чтобы быть хранилищем для многочисленных находок, которые обнаруживали в те годы при раскопках. Также источником пополнения коллекции служили пожертвования богатых семейств и приобретения у частных коллекционеров и антикваров. 

Свое название музей Пио-Клементино получил по именам двух Пап, курировавших его создание – Климента XIV и Пия VI. В 1771 году Папа Климент XIV основал музей, где были собраны античные находки. Его преемник на престоле Святого Петра Пий VI продолжил пополнение коллекции и обустройство дворца Бельведер под нужды музея, поручив проектирование новых залов, которые бы выгодно оттенили наиболее выдающиеся шедевры, архитектору Микеланджело Симонетти

Папа Климент XIV
Папа Климент XIV
Пий VI
Папа Пий VI

Микеланджело Симонетти дали довольно сложное задание – создать музей. Сложность заключалась в том, что ни один архитектор до Симонетти не задавался целью построить именно музей, музейное пространство. Проектируя галереи и комнаты для дворца Бельведер, Микеланджело Симонетти вдохновлялся классической  греческой и римской архитектурой. Самый яркий пример этого – зал Ротонда как мини-копия Пантеона. 

Лестница Симонетти
Монументальная лестница, спроектированная Симонетти / Scala Simonetti

Где находится музей Пио-Клементино, часы работы

Музей Пио-Клементино находится в крыле Бельведер (Casino del Belvedere) на территории государства Ватикан в составе комплекса Ватиканских музеев.

Здесь можно скачать карту музеев Ватикана в формате pdf

Бельведер означает пристройку, небольшой дом или даже целый дворец, который находится на возвышенности и позволяет обозревать окрестности. Здание, откуда открываются красивые виды на Рим, было построено при Папе Иннокентии VIII в 1487 году и позже было соединено Донато Браманте с Апостольским дворцом и Сикстинской капеллой, образуя единое пространство. 

Когда кардинал Джулиано делла Ровере стал Папой Юлием II в 1503 г., он перенес во внутренний двор Бельведера личную коллекцию статуй. Некоторые из статуй впоследствии получили прозвища благодаря месту своего нахождения – Аполлон Бельведерский и Бельведерский торс.

Вид из окон Бельведера
Вид из окон Бельведера

Музей Пио-Клементино открыт в часы работы музеев Ватикана – с 9 утра до 18.00 (последний вход в 16.00), все дни недели, кроме воскресенья и религиозных праздников. Также с апреля по октябрь музей открыт дополнительное время в пятницу с 19.00 до 23.00. Подробнее о работе музеев Ватикана и покупке билетов в музеи онлайн можно прочитать в этой статье.

По времени посещение музея Пио-Клементино занимает от 20 до 40 минут. 

Музей Пио-Клементино. Что посмотреть?

Музей довольно большой и состоит из нескольких галерей и залов.

Квадратный вестибюль, Круглый вестибюль и Кабинет Апоксиомена / Vestibolo Quadrato, Vestibolo Rotondo e Gabinetto dell’Apoxyomenos

Посещение музея начинается с Квадратного вестибюля. Сверху на арке можно увидеть надпись на латыни Musevm Clementinvm – в честь Папы Климента XIV, основавшего музей. Потолок украшают фрески протеже Микеланджело Даниеле да Вольтерра. После квадратного вестибюля следует круглый ветибюль, по центру которого установлена чаша из мрамора павонацетто с фиолетовыми прожилками.

Квадратный вестибюль Музей Пио-КлементиноКруглый вестибюль музей Пио-КлементиноВ Кабинете Апоксиомена находится римская копия греческой бронзовой статуи Лисиппа, одного из величайших греческих скульпторов классического периода. Статуя, обнаруженная при раскопках в Трастевере, изображает традиционного для греческой скульптуры спортсмена в характерном действии. До соревнования атлеты обильно смазывали тело маслом, а после – счищали с тела налипший песок маленьким изогнутым скребком (стригилом по-римски).

Статуя Апоксиомена считается одной из первых 3-D статуй, которую можно было обозревать не только фронтально, но и со всех сторон (принцип «вращения»).

Римская копия статуи Лисиппа
Римская копия бронзовой статуи Лисиппа

Октогональный двор / Cortile Ottagono

С этого двора во дворце Бельведер начинается история не только музея Пио-Клементино, но и в целом музеев Ватикана, так как именно сюда в 1506 г. Папа Юлий II поместил скульптуры из личной коллекции. Далее каждый последующий понтифик считал своим долгом пополнять ватиканскую коллекцию, приобретая новые шедевры.

Изначально двор служил в качестве мини-сада и имел квадратную форму. В XVIII веке после того, как решено было создать музей, двор был перестроен по проекту архитектора Микеланджело Симонетти в восьмиугольник с нишами и аркадами для защиты скульптур от погодных явлений и увеличения выставочной площади. Наиболее ценные экспонаты установлены в ниши, называемые «кабинетами». Помимо скульптур, в Октогональном дворе можно увидеть античные театральные маски, барельефы и богато украшенные саркофаги. 

Октогональный двор, музей Пио-Клементино
Октогональный (восьмиугольный) двор, музей Пио-Клементино
  • «Лаокоон и его сыновья» – одно из важнейших произведений искусства, которое хранится в Ватикане, считается первым образцом изображения агонии в западной культуре. Эта мраморная копия с бронзового оригинала, который не сохранился до наших дней, была найдена в 1506 г. на развалинах Domus Aurea (Золотого дворца императора Нерона) и почти сразу приобретена Папой Юлием II, впечатленным ее экспрессией и реализмом.
Лаокоон и его сыновья
Лаокоон и его сыновья. Плиний Старший писал, что видел статую Лаокоона в доме императора Тита, приписывая ее авторство трем скульпторам с острова Родос

Скульптурная группа с фигурами в натуральную величину изображает троянского жреца Лаокоона и его сыновей в смертельной схватке, сжатых и почти задушенных морскими змеями. Лаокоон был наказан Афиной за попытку пойти против воли богов и раскрыть ловушку, скрывавшуюся в троянском коне. Герой Троянской войны Эней прислушался к словам неудачливого жреца и сбежал из Трои, направившись в сторону Аппенинского полуострова. Для Рима это имело далеко идущие последствия, так как, по легенде, Эней был одним из прародителей Ромула и Рема, основателей Рима.

  • Аполлон Бельведерский – мраморная римская копия бронзовой статуи греческого скульптора Леохара. Статуя была найдена на вилле Нерона в конце XV века в Антии (современный Анцио) близ Рима и вошла в коллекцию кардинала Джулиано делла Ровере (будущего Папы Юлия II).
Аполлон Бельведерский
Аполлон Бельведерский, середина II века н.э. Римская копия бронзовой статуи греческого скульптора Леохара

После того, как кардинал взошел на престол Святого Петра, приняв имя Юлия II, он перенес статую в Ватикан, во двор Бельведерского дворца (отсюда и прозвище статуи).

Бог солнца Аполлон, существовавший как в греческой, так и в римской мифологии, здесь представлен в виде лучника, который только что выпустил стрелу. Лицо Аполлона невозмутимо, а поза – расслабленна и непринужденна. Скульптура изображает совершенное мужское тело – тело бога без единого изъяна

Статуя Аполлона стала первым произведением в коллекции произведений искусства Ватикана до появления самих музеев и одним из самых известных примеров греческой скульптуры, тиражируемых во множестве копий по всему миру. 

  • Статуя Divinità fluviale (Arno) изображает божество тосканской реки Арно в характерной полулежащей позе. Установлена на саркофаге, украшенном искусным барельефом со сценой сражения между греками и амазонками.
Статуя Фьюме (Арно)
Статуя божества реки Арно. Римская копия (II в. н.э.) греческого оригинала эллинистической эпохи
  • Персей Триумфатор великого скульптора эпохи неоклассицизма Антонио Кановы – первая современная статуя, выставленная в музеях Ватикана. Герой Древней Греции изображен Кановой в момент триумфа, с головой поверженной им Медузы Горгоны. Статуя так понравилась Папе Пию VII, что он поместил ее на постамент Аполлона Бельведерского (которым вдохновлялся Канова при создании своего Персея), вывезенного на тот момент во Францию.
  • На контрасте с Персеем с его идеальным телом бога смотрятся грубоватые статуи участников кулачных боев слева и справа от него. Канова вдохновлялся историей, рассказанной греческим путешественником Павсанием. Статуи изображают боксеров Кревга и Дамоксена, которые долгое время сражались на равных, пока Дамоксен не использовал запрещенный прием, ударив Кревга по животу и вытащив внутренности наружу. Судья был настолько поражен случившимся, что дисквалифицировал Дамоксена, а Кревгу присудил победу (правда, посмертно).  
Персей Триумфатор Антонио Канова
По центру: Персей Триумфатор (1797-1801 гг.). Слева и справа: Кревг и Демоксен (1796-1801 гг.)

Галерея статуй и Зал бюстов / Galleria delle Statue e Sala dei Busti

Когда во дворце Бельведер началось создание музея, Папа Климент XIV поручил перестроить имевшуюся во дворце открытую лоджию, чтобы в ней можно было без ущерба разместить бесценные экспонаты. Здесь мы встречаем статуи Юпитера, Аполлона, Минервы, Меркурия, Эскулапа – различных богов Олимпа и героев античной мифологии. Все это римские копии греческих оригиналов. Также в одном конце галереи был создан отдельный зал, где находятся бюсты римских императоров и богов.

Галерея статуй музей Пио-Клементино
По центру в красной нише: Юпитер Вероспи, конец III-начало IV в. н.э. Статуя получила прозвище Вероспи, потому что раньше хранилась во дворце Вероспи.
Это копия культовой статуи Юпитера Капитолийского, которая была сделана из золота и слоновой кости (до наших дней не сохранилась)

В другом конце галереи по центру в красной нише – «Спящая Ариадна», скульптура, которая изображает молодую женщину, уснувшую на камне в полулежачем положении. Из-за змеиноподобного браслета на ее предплечье считалось, что это скульптурное изображение Клеопатры, которая покончила жизнь самоубийством, позволив змее укусить себя. Но позже искусствоведы склонились к версии, что перед нами Ариадна, дочь царя Миноса. Ариадна помогла Тесею выбраться из лабиринта Минотавра, дав ему клубок ниток. Но неблагодарный Тесей бросил ее на Кипре, где Ариадна, по одной из версий мифа, утешилась в замужестве с богом виноделия Дионисом. 

Спящая Ариадна музей Пио-Клементино

Зал Ротонда / Sala Rotonda

При проектировании этого зала Микеланджело Симонетти, который стал первопроходцем как первый в мире архитектор музея, вдохновлялся легендарным Пантеоном – древнеримским храмом всех богов. Так же, как и в Пантеоне, зал Ротонда имеет сферическую крышу с окулюсом (отверстием) посередине и нишами по периметру, в которые установлены статуи и бюсты богов и императоров, возведенных в ранг богов (как, например, статуя императора Клавдия, представленного в роли верховного римского божества Юпитера).

Антиной Браски и император Клавдий в роли Юпитера Капитолийского
Слева: статуя Антиноя – возлюбленного императора Адриана, который был обожествлен после своей смерти. Статуя выставлялась в палаццо Браски, откуда и получила свое название – Антиной Браски. Считается одним из классических образов прекрасного и совершенного античного юноши. Справа: статуя императора Клавдия в образе Юпитера Капитолийского.

По центру находится гигантская чаша из порфира (горной породы вулканического происхождения, которую добывали в Египте), служившая ванной для императора Нерона в его Золотом доме. Диаметр чаши – 13 м.

Слово «порфир» происходит от греческого слова, обозначающего пурпур, а в Древнем Риме пурпур считался императорским цветом. Поэтому, если вы видите какой-то предмет из этого материала, значит, человек, для которого был сделан предмет, являлся либо императором, либо членом императорской семьи.

Зал ротонда
Зал Ротонда и чаша Нерона из порфира
Потолок зала Ротонда с окулюсом
Потолок зала Ротонда с окулюсом

Самый ценный экспонат в зале Ротонда ­– статуя Геркулеса из позолоченной бронзы, единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времен Античности. Статуя была обнаружена в 1864 г. в районе, где ранее находился театр Помпея, поэтому ее, чтобы отличить от других Геркулесов, называют Геркулесом театра Помпея.

Статую Геркулеса, пораженную молнией, ритуально похоронили и закопали вместе с жертвенным ягненком, что в итоге помогло сохранить ее до наших дней, так как бронзу из часто переплавляли для других нужд.

Статуя Геркулеса в зале Ротонда, музей Пио-Клементино
Статуя Геркулеса в зале Ротонда, римская копия греческого оригинала, датируется от конца I в. н.э. до начала III в. н.э.

Обратите также внимание на пол, который украшает искусная мозаика II века, перенесенная в Ватикан с одной из древнеримских вилл.

Напольная мозаика в зале Ротонда, музей Пио-Клементино
Мозаика (III в. н.э.), перевезенная с виллы в Умбрии

Зал Греческого креста / Sala a Croce Greca

Зал получил название по своей форме – равностороннего греческого креста. Микеланджело Симонетти украсил его в египетском стиле, поместив сюда сфинксов и статуи атлантов-египтян. В зале находятся порфировые саркофаги (помним, что порфира удостаивались только самые знатные особы) Святой Елены Равноапостольной, матери первого христианского императора Константина и активной распространительницы христианства, и его дочери Констанции.

Саркофаг Святой Елены украшен барельефом, изображающим победу римских солдат над варварами. Считается, что саркофаг мог предназначаться для самого императора, но после кончины матери он решил для ее торжественного погребения передать и свою гробницу, и этот невероятный саркофаг.

Саркофаг Святой Елены
Саркофаг Святой Елены

Восхищает своими красками великолепная древнеримская мозаика с изображением богини мудрости Афины Паллады, которую перенесли в музеи Ватикана с одной из вилл в районе Тускулума.

Зал греческого креста
Зал Греческого креста. Мозаика на полу: середина I в. н.э.

Зал животных / Sala degli Animali

Как понятно из названия, в зале экспонируются мраморные статуи диких и домашних животных (среди экспонатов есть даже краб из редкого зеленого порфира), а также таких фантастических существ, как кентавр, грифон и минотавр. Всего около 150 скульптур, изображающих животных, что считается самым большим скульптурным собранием на эту тему. 

Зал животных Ватикан
По центру в нише: статуя охотника Мелеагра, который победил чудовищного Каледонского вепря, посланного богиней Артемидой в качестве наказания

Зал животных - лев

Животные изображены не только в статике, но и в движении: они убегают, едят, охотятся. В собрании представлены как скульптуры античного периода, так и неоклассические, созданные в XVIII в. По поручению Папы Пия VI скульптор Франческо Антонио Францони создает копии римских и греческих скульптур, часть других собрана из фрагментов античного периода.

Заклание быка богом Митрой
Скульптурная группа, изображающая заклание быка богом Митрой. По представлениям митраизма, когда бык умирает, извергнув семя (причём фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови — виноградная лоза

Зал Колесницы / Sala della Biga

Зал получил название по хранящейся в нем мраморной колеснице, запряженной двойкой лошадей. Уже знакомый нам по Залу животных скульптор Франческо Антонио Францони воссоздал колесницу, причем в его распоряжении была только часть коня и небольшая часть колесницы, сохранившиеся от античных оригиналов. Все остальное им было скрупулезно воссоздано. 

Зал колесницы
Мраморная колесница, I в. н.э.
Зал колесницы, музей Пио-Клементино
Мраморная римская копия «Дискобола» с греческого оригинала Мирона (V в. до н.э.), найденная на вилле Адриана в Тиволи

Зал муз / Sala delle Muse

В Зале муз находятся статуи муз и поэтов – римские копии греческих оригиналов, в основном находки с виллы Кассия в Тиволи. Мы видим бюсты Гомера, Эврипида, Платона и статуи 9 муз. Некоторые из них изначально не изображали богинь, но были отреставрированы в XVIII в. в соответствии с концепцией зала. Союз муз и поэтов призван демонстрировать божественную природу искусства.

Зал муз Ватикан
Зал муз, архитектор Микеланджело Симонетти
Зал Муз Ватикан
«Сцены и персонажи греческой мифологии», Томмазо Конка
  • Знаменитый Бельведерский торс (Torso del Belvedere) находится по центру Зала муз, так, чтобы его можно было рассмотреть со всех сторон. Это оригинал афинского скульптора Аполлония, датируемый I веком до нашей эры. От статуи мало что осталось, но этого было достаточно, чтобы вдохновлять художников и скульпторов, начиная с эпохи Возрождения. Традиционно фигуру идентефицировали как Геракла, но более поздняя версия гласит, что это Аякс в акте самоубийства. Особенно восхищался торсом Микеланджело, который называл себя «учеником торса» и использовал его как источник вдохновения в своих работах, в том числе при росписи Сикстинской капеллы. Легенда гласит, что Папа Юлий II попросил Микеланджело вернуть статуе ноги и руки, но тот почтительно отказался, заявив, что статуя слишком красива, чтобы портить ее дополнениями. 
Торс Геркулеса в Зале муз музей Пио-Клементино
Бельведерский торс (I в. до н.э., предположительно скульптор Аполлоний из Афин)
Фрагмент фрески Страшный суд Сикстинская капелла
Фрагмент фрески «Страшный суд» (Сикстинская капелла). В фигурах Христа и Святого Варфоломея (справа) особенно чувствуется влияние Бельведерского торса на творчество Микеланджело

Кабинет масок / Gabinetto delle Maschere

Название этому небольшому залу, перестроенному Микеланджело Симонетти, дала мозаика, найденная на вилле Адриана, с изображениями античных театральных масок. Обычно Кабинет масок закрыт для посещения, он является одной из скрытых жемчужин Ватикана, которую можно увидеть своими глазами только в рамках специального тура, включающего также посещение оригинальной лестницы Браманте и капеллы Никколина с фресками Фра Беато Анджелико.   

Бюст Папы Пия VI
Бюст Папы Пия VI, одного из создателей музеев Ватикана, встречает у входа в Кабинет масок
Мозаика с виллы Адриана, I в. до н.э.
Мозаика с виллы Адриана, I в. до н.э.

Этот зал получился «женским» из-за обилия женских скульптур. Особого внимания заслуживают «Афродита Книдская», одна из лучших копий с оригинала Праксителя, и знаменитые «Три грации», популярный античный мотив, подхваченный художниками в эпоху Ренессанса (например, Сандро Ботичелли и Рафаэль Санти изображали граций на своих картинах). 

Кабинет масок музей Пио Клементино
Слева: скульптурная группа «Три грации», римская копия с греческого оригинала. По центру: Афродита Книдская. Справа в нише: «Купание Афродиты»

Двор Бельведер / Cortile del Belvedere

Двор Бельведер, на котором в наши дни располагается парковка для тех, кто приезжает работать в Ватикан, хорошо виден из окон дворца. Двор был спроектирован Донато Браманте (одним из архитекторов собора Святого Петра) в 1506 году, чтобы соединить дворец Бельведер с Апостольским дворцом и Сикстинской капеллой.  

Двор Бельведер музей Пио-Клементино
Двор Бельведер

Другие статьи по теме:

  1. Как купить билеты в Ватикан
  2. Как купить билеты в Колизей
  3. Как купить билеты в галерею Боргезе
  4. Билеты в музеи Ватикана: виды и стоимость
  5. Правила посещения музеев Ватикана и Сикстинской капеллы
  6. Нет билетов в Ватикан. Какие есть варианты

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)
  • 2
    Shares

Добавить комментарий