Музей Пио-Клементино в Ватикане. Шедевры и история
Музей Пио-Клементино, он же Пия-Климента (Museo Pio Clementino) в составе комплекса музеев Ватикана является одним из самых известных и старейших музеев в мире, посвященных античной скульптуре. В экспозиции представлены наиболее выдающиеся образцы древнеримских и греческих статуй, а также бюсты императоров и божеств, саркофаги, античные маски, напольная мозаика.
Жемчужины коллекции музея Пио-Клементино:
- Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья»
- Аполлон Бельведерский
- Бельведерский торс («торс Микеланджело»)
- Статуя Апоксиомена («спортсмена со скребком»)
- Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы
- Порфировые саркофаги матери и дочери императора Константина
- Напольная мозаика, привезенная с римских вилл
[tds_note]Экскурсии на русском языке в музеи Ватикана, Сикстинскую капеллу и собор Святого Петра, Кастель Гандольфо и Апостольский дворец. Для заказа => planmytrip@wowitaly.ru, +39 334 840 2086, +39 334 8496564 [/tds_note]
Содержание статьи:
- Кратко об истории музея
- Где находится музей Пио-Клементино, часы работы
- Квадратный вестибюль, круглый вестибюль и Кабинет Апоксиомена («атлет со скребком»)
- Октогональный двор (Лаокоон и его сыновья, Аполлон Бельведерский, Персей Триумфатор)
- Галерея статуй и Зал бюстов (Спящая Ариадна)
- Зал Ротонда (порфировая чаша Нерона, статуя Геркулеса из позолоченной бронзы)
- Зал Греческого креста (саркофаг Святой Елены)
- Зал Муз (Торс Бельведерский)
- Зал Животных
- Зал Колесницы
- Кабинет Масок
- Двор Бельведер (парковка Ватикана)
Музей Пио-Клементино. Кратко об истории
Ядро коллекции будущего музея заложил еще Папа Юлий II, известный деятель эпохи Ренессанса и покровитель искусств. Взойдя на престол Святого Петра, он перенес скульптуры из личной коллекции в квадратный двор дворца Бельведер – именно с этого двора и начинается история музеев Ватикана (которые считаются вторым старейшим музеем мира после Капитолийских музеев).
В XVIII веке количество экспонатов значительно увеличилось. Музей Пио-Клементино в Ватикане создавался прежде всего для того, чтобы быть хранилищем для многочисленных находок, которые обнаруживали в те годы при раскопках. Также источником пополнения коллекции служили пожертвования богатых семейств и приобретения у частных коллекционеров и антикваров.
Свое название музей Пио-Клементино получил по именам двух Пап, курировавших его создание – Климента XIV и Пия VI. В 1771 году Папа Климент XIV основал музей, где были собраны античные находки. Его преемник на престоле Святого Петра Пий VI продолжил пополнение коллекции и обустройство дворца Бельведер под нужды музея, поручив проектирование новых залов, которые бы выгодно оттенили наиболее выдающиеся шедевры, архитектору Микеланджело Симонетти.
Микеланджело Симонетти дали довольно сложное задание – создать музей. Сложность заключалась в том, что ни один архитектор до Симонетти не задавался целью построить именно музей, музейное пространство. Проектируя галереи и комнаты для дворца Бельведер, Микеланджело Симонетти вдохновлялся классической греческой и римской архитектурой. Самый яркий пример этого – зал Ротонда как мини-копия Пантеона.
Где находится музей Пио-Клементино, часы работы
Музей Пио-Клементино находится в крыле Бельведер (Casino del Belvedere) на территории государства Ватикан в составе комплекса Ватиканских музеев.
[tds_note]Здесь можно скачать карту музеев Ватикана в формате pdf[/tds_note]
Бельведер означает пристройку, небольшой дом или даже целый дворец, который находится на возвышенности и позволяет обозревать окрестности. Здание, откуда открываются красивые виды на Рим, было построено при Папе Иннокентии VIII в 1487 году и позже было соединено Донато Браманте с Апостольским дворцом и Сикстинской капеллой, образуя единое пространство.
Когда кардинал Джулиано делла Ровере стал Папой Юлием II в 1503 г., он перенес во внутренний двор Бельведера личную коллекцию статуй. Некоторые из статуй впоследствии получили прозвища благодаря месту своего нахождения – Аполлон Бельведерский и Бельведерский торс.
Музей Пио-Клементино открыт в часы работы музеев Ватикана – с 9 утра до 18.00 (последний вход в 16.00), все дни недели, кроме воскресенья и религиозных праздников. Также с апреля по октябрь музей открыт дополнительное время в пятницу с 19.00 до 23.00. Подробнее о работе музеев Ватикана и покупке билетов в музеи онлайн можно прочитать в этой статье.
По времени посещение музея Пио-Клементино занимает от 20 до 40 минут.
Музей Пио-Клементино. Что посмотреть?
Музей довольно большой и состоит из нескольких галерей и залов.
Квадратный вестибюль, Круглый вестибюль и Кабинет Апоксиомена / Vestibolo Quadrato, Vestibolo Rotondo e Gabinetto dell’Apoxyomenos
Посещение музея начинается с Квадратного вестибюля. Сверху на арке можно увидеть надпись на латыни Musevm Clementinvm – в честь Папы Климента XIV, основавшего музей. Потолок украшают фрески протеже Микеланджело Даниеле да Вольтерра. После квадратного вестибюля следует круглый ветибюль, по центру которого установлена чаша из мрамора павонацетто с фиолетовыми прожилками.
В Кабинете Апоксиомена находится римская копия греческой бронзовой статуи Лисиппа, одного из величайших греческих скульпторов классического периода. Статуя, обнаруженная при раскопках в Трастевере, изображает традиционного для греческой скульптуры спортсмена в характерном действии. До соревнования атлеты обильно смазывали тело маслом, а после – счищали с тела налипший песок маленьким изогнутым скребком (стригилом по-римски).
Статуя Апоксиомена считается одной из первых 3-D статуй, которую можно было обозревать не только фронтально, но и со всех сторон (принцип «вращения»).
Октогональный двор / Cortile Ottagono
С этого двора во дворце Бельведер начинается история не только музея Пио-Клементино, но и в целом музеев Ватикана, так как именно сюда в 1506 г. Папа Юлий II поместил скульптуры из личной коллекции. Далее каждый последующий понтифик считал своим долгом пополнять ватиканскую коллекцию, приобретая новые шедевры.
Изначально двор служил в качестве мини-сада и имел квадратную форму. В XVIII веке после того, как решено было создать музей, двор был перестроен по проекту архитектора Микеланджело Симонетти в восьмиугольник с нишами и аркадами для защиты скульптур от погодных явлений и увеличения выставочной площади. Наиболее ценные экспонаты установлены в ниши, называемые «кабинетами». Помимо скульптур, в Октогональном дворе можно увидеть античные театральные маски, барельефы и богато украшенные саркофаги.
- «Лаокоон и его сыновья» – одно из важнейших произведений искусства, которое хранится в Ватикане, считается первым образцом изображения агонии в западной культуре. Эта мраморная копия с бронзового оригинала, который не сохранился до наших дней, была найдена в 1506 г. на развалинах Domus Aurea (Золотого дворца императора Нерона) и почти сразу приобретена Папой Юлием II, впечатленным ее экспрессией и реализмом.
Скульптурная группа с фигурами в натуральную величину изображает троянского жреца Лаокоона и его сыновей в смертельной схватке, сжатых и почти задушенных морскими змеями. Лаокоон был наказан Афиной за попытку пойти против воли богов и раскрыть ловушку, скрывавшуюся в троянском коне. Герой Троянской войны Эней прислушался к словам неудачливого жреца и сбежал из Трои, направившись в сторону Аппенинского полуострова. Для Рима это имело далеко идущие последствия, так как, по легенде, Эней был одним из прародителей Ромула и Рема, основателей Рима.
- Аполлон Бельведерский – мраморная римская копия бронзовой статуи греческого скульптора Леохара. Статуя была найдена на вилле Нерона в конце XV века в Антии (современный Анцио) близ Рима и вошла в коллекцию кардинала Джулиано делла Ровере (будущего Папы Юлия II).
После того, как кардинал взошел на престол Святого Петра, приняв имя Юлия II, он перенес статую в Ватикан, во двор Бельведерского дворца (отсюда и прозвище статуи).
Бог солнца Аполлон, существовавший как в греческой, так и в римской мифологии, здесь представлен в виде лучника, который только что выпустил стрелу. Лицо Аполлона невозмутимо, а поза – расслабленна и непринужденна. Скульптура изображает совершенное мужское тело – тело бога без единого изъяна.
Статуя Аполлона стала первым произведением в коллекции произведений искусства Ватикана до появления самих музеев и одним из самых известных примеров греческой скульптуры, тиражируемых во множестве копий по всему миру.
- Статуя Divinità fluviale (Arno) изображает божество тосканской реки Арно в характерной полулежащей позе. Установлена на саркофаге, украшенном искусным барельефом со сценой сражения между греками и амазонками.
- Персей Триумфатор великого скульптора эпохи неоклассицизма Антонио Кановы – первая современная статуя, выставленная в музеях Ватикана. Герой Древней Греции изображен Кановой в момент триумфа, с головой поверженной им Медузы Горгоны. Статуя так понравилась Папе Пию VII, что он поместил ее на постамент Аполлона Бельведерского (которым вдохновлялся Канова при создании своего Персея), вывезенного на тот момент во Францию.
- На контрасте с Персеем с его идеальным телом бога смотрятся грубоватые статуи участников кулачных боев слева и справа от него. Канова вдохновлялся историей, рассказанной греческим путешественником Павсанием. Статуи изображают боксеров Кревга и Дамоксена, которые долгое время сражались на равных, пока Дамоксен не использовал запрещенный прием, ударив Кревга по животу и вытащив внутренности наружу. Судья был настолько поражен случившимся, что дисквалифицировал Дамоксена, а Кревгу присудил победу (правда, посмертно).
Галерея статуй и Зал бюстов / Galleria delle Statue e Sala dei Busti
Когда во дворце Бельведер началось создание музея, Папа Климент XIV поручил перестроить имевшуюся во дворце открытую лоджию, чтобы в ней можно было без ущерба разместить бесценные экспонаты. Здесь мы встречаем статуи Юпитера, Аполлона, Минервы, Меркурия, Эскулапа – различных богов Олимпа и героев античной мифологии. Все это римские копии греческих оригиналов. Также в одном конце галереи был создан отдельный зал, где находятся бюсты римских императоров и богов.
В другом конце галереи по центру в красной нише – «Спящая Ариадна», скульптура, которая изображает молодую женщину, уснувшую на камне в полулежачем положении. Из-за змеиноподобного браслета на ее предплечье считалось, что это скульптурное изображение Клеопатры, которая покончила жизнь самоубийством, позволив змее укусить себя. Но позже искусствоведы склонились к версии, что перед нами Ариадна, дочь царя Миноса. Ариадна помогла Тесею выбраться из лабиринта Минотавра, дав ему клубок ниток. Но неблагодарный Тесей бросил ее на Кипре, где Ариадна, по одной из версий мифа, утешилась в замужестве с богом виноделия Дионисом.
Зал Ротонда / Sala Rotonda
При проектировании этого зала Микеланджело Симонетти, который стал первопроходцем как первый в мире архитектор музея, вдохновлялся легендарным Пантеоном – древнеримским храмом всех богов. Так же, как и в Пантеоне, зал Ротонда имеет сферическую крышу с окулюсом (отверстием) посередине и нишами по периметру, в которые установлены статуи и бюсты богов и императоров, возведенных в ранг богов (как, например, статуя императора Клавдия, представленного в роли верховного римского божества Юпитера).
По центру находится гигантская чаша из порфира (горной породы вулканического происхождения, которую добывали в Египте), служившая ванной для императора Нерона в его Золотом доме. Диаметр чаши – 13 м.
Слово «порфир» происходит от греческого слова, обозначающего пурпур, а в Древнем Риме пурпур считался императорским цветом. Поэтому, если вы видите какой-то предмет из этого материала, значит, человек, для которого был сделан предмет, являлся либо императором, либо членом императорской семьи.
Самый ценный экспонат в зале Ротонда – статуя Геркулеса из позолоченной бронзы, единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времен Античности. Статуя была обнаружена в 1864 г. в районе, где ранее находился театр Помпея, поэтому ее, чтобы отличить от других Геркулесов, называют Геркулесом театра Помпея.
Статую Геркулеса, пораженную молнией, ритуально похоронили и закопали вместе с жертвенным ягненком, что в итоге помогло сохранить ее до наших дней, так как бронзу из часто переплавляли для других нужд.
Обратите также внимание на пол, который украшает искусная мозаика II века, перенесенная в Ватикан с одной из древнеримских вилл.
Зал Греческого креста / Sala a Croce Greca
Зал получил название по своей форме – равностороннего греческого креста. Микеланджело Симонетти украсил его в египетском стиле, поместив сюда сфинксов и статуи атлантов-египтян. В зале находятся порфировые саркофаги (помним, что порфира удостаивались только самые знатные особы) Святой Елены Равноапостольной, матери первого христианского императора Константина и активной распространительницы христианства, и его дочери Констанции.
Саркофаг Святой Елены украшен барельефом, изображающим победу римских солдат над варварами. Считается, что саркофаг мог предназначаться для самого императора, но после кончины матери он решил для ее торжественного погребения передать и свою гробницу, и этот невероятный саркофаг.
Восхищает своими красками великолепная древнеримская мозаика с изображением богини мудрости Афины Паллады, которую перенесли в музеи Ватикана с одной из вилл в районе Тускулума.
Зал животных / Sala degli Animali
Как понятно из названия, в зале экспонируются мраморные статуи диких и домашних животных (среди экспонатов есть даже краб из редкого зеленого порфира), а также таких фантастических существ, как кентавр, грифон и минотавр. Всего около 150 скульптур, изображающих животных, что считается самым большим скульптурным собранием на эту тему.
Животные изображены не только в статике, но и в движении: они убегают, едят, охотятся. В собрании представлены как скульптуры античного периода, так и неоклассические, созданные в XVIII в. По поручению Папы Пия VI скульптор Франческо Антонио Францони создает копии римских и греческих скульптур, часть других собрана из фрагментов античного периода.
Зал Колесницы / Sala della Biga
Зал получил название по хранящейся в нем мраморной колеснице, запряженной двойкой лошадей. Уже знакомый нам по Залу животных скульптор Франческо Антонио Францони воссоздал колесницу, причем в его распоряжении была только часть коня и небольшая часть колесницы, сохранившиеся от античных оригиналов. Все остальное им было скрупулезно воссоздано.
В Зале муз находятся статуи муз и поэтов – римские копии греческих оригиналов, в основном находки с виллы Кассия в Тиволи. Мы видим бюсты Гомера, Эврипида, Платона и статуи 9 муз. Некоторые из них изначально не изображали богинь, но были отреставрированы в XVIII в. в соответствии с концепцией зала. Союз муз и поэтов призван демонстрировать божественную природу искусства.
- Знаменитый Бельведерский торс (Torso del Belvedere) находится по центру Зала муз, так, чтобы его можно было рассмотреть со всех сторон. Это оригинал афинского скульптора Аполлония, датируемый I веком до нашей эры. От статуи мало что осталось, но этого было достаточно, чтобы вдохновлять художников и скульпторов, начиная с эпохи Возрождения. Традиционно фигуру идентифицировали как Геракла, но более поздняя версия гласит, что это Аякс в акте самоубийства. Особенно восхищался торсом Микеланджело, который называл себя «учеником торса» и использовал его как источник вдохновения в своих работах, в том числе при росписи Сикстинской капеллы. Легенда гласит, что Папа Юлий II попросил Микеланджело вернуть статуе ноги и руки, но тот почтительно отказался, заявив, что статуя слишком красива, чтобы портить ее дополнениями.
Кабинет масок / Gabinetto delle Maschere
Название этому небольшому залу, перестроенному Микеланджело Симонетти, дала мозаика, найденная на вилле Адриана, с изображениями античных театральных масок. Обычно Кабинет масок закрыт для посещения, он является одной из скрытых жемчужин Ватикана, которую можно увидеть своими глазами только в рамках специального тура, включающего также посещение оригинальной лестницы Браманте и капеллы Никколина с фресками Фра Беато Анджелико.
Этот зал получился «женским» из-за обилия женских скульптур. Особого внимания заслуживают «Афродита Книдская», одна из лучших копий с оригинала Праксителя, и знаменитые «Три грации», популярный античный мотив, подхваченный художниками в эпоху Ренессанса (например, Сандро Ботичелли и Рафаэль Санти изображали граций на своих картинах).
Двор Бельведер / Cortile del Belvedere
Двор Бельведер, на котором в наши дни располагается парковка для тех, кто приезжает работать в Ватикан, хорошо виден из окон дворца. Двор был спроектирован Донато Браманте (одним из архитекторов собора Святого Петра) в 1506 году, чтобы соединить дворец Бельведер с Апостольским дворцом и Сикстинской капеллой.
[tds_note]Экскурсии на русском языке в музеи Ватикана, Сикстинскую капеллу и собор Святого Петра, Кастель Гандольфо и Апостольский дворец. Для заказа => planmytrip@wowitaly.ru, +39 334 840 2086, +39 334 8496564 [/tds_note]
Другие статьи по теме:
- Как купить билеты в Ватикан
- Как купить билеты в Колизей
- Как купить билеты в галерею Боргезе
- Билеты в музеи Ватикана: виды и стоимость
- Правила посещения музеев Ватикана и Сикстинской капеллы
- Нет билетов в Ватикан. Какие есть варианты