fbpx
Джованни Пискалья

Джованни Пискалья и его особый взгляд: премьера фильма «Эрмитаж. Сила искусства»

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

12 декабря в Москве и Санкт-Петербурге состоится премьера фильма «Эрмитаж. Сила искусства» (итал. Ermitage. Il Potere Dell’Arte), представляя новый взгляд на Северную Венецию глазами итальянцев.

Автор: Alina Rakova / Алина Ракова

Мы встретились с Джованни Пискалья (итал. Giovanni Piscaglia), который давно влюблен в русскую культуру и с особым удовольствием писал сценарий для этого проекта.

Джованни Пискалья
Джованни Пискалья

Совсем недавно он представлял работу в родной Италии в кинотеатре Astra di Pesaro, который был основан его семьей еще в начале 1950-х годов, и именно его бабушка фактически встречала в нем первых зрителей. Историческое место является символом города, а для Джованни это, прежде всего, образ неразрывно связанный с его детством. Он вырос в этом, и ощущение того, что кино у него в крови, не покидает его всю осознанную жизнь.

На самом деле режиссер Джованни Пискалья — настоящий итальянский красавец, который вполне мог бы выступать главным героем художественных фильмов. Между тем, он выбрал другой путь и предпочитает оставаться за кадром, с радостью сам пишет тексты и руководит масштабными съемочными процессами. Но помимо прекрасных профессиональных качеств его отличают удивительный аристократический шарм и природная скромность, которая является большой редкостью в наши дни. А еще он действительно умеет дружить искренне и по-настоящему. Возможно, именно поэтому ему и коллегам удалось уговорить участвовать в новом документальном проекте легендарного Тони Сервилло!

«Эрмитаж. Сила искусства»
Постер к фильму «Эрмитаж. Сила искусства»

Aлина: Какое впечатление произвела на вас культурная столица России? Насколько мне известно, съемки нового фильма специально проходили в разные сезоны, для того чтобы раскрыть перед зрителями всю невероятную палитру красок Санкт-Петербурга, но именно зимой вам удалось почувствовать уникальный дух этого потрясающего города. Так ли это на самом деле? И каким вы видите этот город сегодня?

Джованни: Это было очень глубокое и увлекательное исследование. Мне действительно потребовалось время, чтобы полностью погрузиться, понять и прочувствовать истинное очарование величественного города на Неве. Возможно, поскольку я мечтал о нем, он жил в моем воображении, и я идеализировал его в течение многих лет, думаю, во многом благодаря истории и, конечно, романам Достоевского. На мой взгляд, это один из самых интересных писателей, творчество которого я хорошо знаю и искренне люблю. И мне нравится его перечитывать, поскольку этот автор каждый раз открывает для меня что-то новое и дарит вдохновение.

Джованни Пискалья

Когда я в первый раз приехал в город, стоял жаркий июль, и знойное лето смешало все чувства. Я был очень настроен на эту долгожданную встречу, но на месте увидел стилистически довольно знакомую мне как итальянцу архитектуру, и общее впечатление казалось подтверждением рассуждений XVIII века о том, что Санкт-Петербург отличается от всех европейских столиц именно тем, что напоминает их все одновременно.

Думаю, определенную роль сыграла и скорость, с которой необходимо было посетить огромное количество мест, поскольку поездка была очень быстрой. А в Петербурге нужно время, чтобы проникнуться ощущением его волшебства. Словом, на тот момент, к сожалению, искра не зажглась.

И я понял гораздо больше в октябре, когда наконец нашел выразительный, картинный и образный Петербург моего воображения. А затем снова в феврале я открыл холодный и ночной город, таинственный и необыкновенно атмосферный, в котором все, что происходит, кажется эпическим.

Санкт-Петербург

Есть фантастические вещи, которые могут случиться только здесь. Вы можете заблудиться в бесконечных закатах белых ночей и можете гулять по льду каналов и застывшей Невы, словно оказавшись в огромном сказочном замерзшем парке, неописуемо прекрасное зрелище! В такие моменты происходит соприкосновение с вселенной, и ты как будто ощущаешь себя на краю света, на границе возможного.

Алина: Фильм «Эрмитаж. Сила Искусства» выходит в прокат в России уже с 19 декабря. В чем состоит уникальность новой идеи создателей данной работы, что выгодно выделяет ее на фоне любого другого проекта, посвященного этому музею раньше?

Джованни: Думаю, профессия, которую я когда-то выбрал, работа в качестве режиссера — мое призвание. И вдохновение для всего, что я делаю, всегда приходит из визуального мира, реже я черпаю его из письменного слова. Между тем, в данном случае я очень охотно согласился выступать в роли сценариста, поскольку являюсь большим поклонником русской культуры и достаточно долго с удовольствием ее изучал. Я знал, что это будет уникальный способ погрузиться в душу удивительной страны, которая всегда меня завораживала. И должен сказать, что для меня лично это было большим вызовом, поскольку мне внутренне необходимо было задать очень много важных и волнующих вопросов и суметь уместить их все в одном проекте.

Санкт-Петербург

В фильме мы рисуем перспективу, выстраивая ее от музея к городу, от города к стране, от страны к миру. Мы затрагиваем великие исторические и политические потрясения, с которыми Россия столкнулась и которые переживала, но самое главное — ключевая линия, с помощью которой происходит повествование, каждое событие показано сквозь призму культуры. С первых кадров мы говорим о том, что Эрмитаж представляет собой важный мост в Санкт-Петербурге, поскольку является символическим местом культурного роста России. Он родился вместе с городом, одновременно с его мечтой о вестернизации, именно поэтому помимо, безусловно, изумительных художественных шедевров в Эрмитаже находится самое ценное достояние России — именно отсюда берет начало первый импульс культурного развития страны, тот самый, благодаря которому она на протяжении веков оставалась мировой сверхдержавой.

Поэтому данная киноработа — это необычное путешествие, которое дает возможность на время фильма погрузиться в восхитительную атмосферу Санкт-Петербурга благодаря прекрасным образам, уникальной информации, историческим и культурным данным, различным взглядам, исследованиям и размышлениям, которые очень разнообразны, но вместе, прежде всего, напоминают нам о том, насколько важно искусство для тех, кто действительно знает, как понять его истинную ценность для себя и для всего мира.

Алина: Во время нового проекта вы работали вместе с Тони Сервилло, великолепным итальянским киноактером и режиссером театра оперы и драмы. У него масса поклонников по всему миру, которые любят и ценят его за талант и высокие профессиональные качества. Поскольку вы успели стать друзьями, интересно узнать, как происходило ваше общение, и какой он в реальной жизни?

Джованни: Встреча с Тони стала для меня не только замечательным профессиональным, но и человеческим опытом. Его эрудиция, важные знания, которыми он с удовольствием делится, вызывают восхищение.

С ним всегда безумно интересно. Но помимо всего прочего, несмотря на колоссальную международную известность и популярность, в нем нет ни тени звездности довольно часто присущей celebrity его уровня. Он очень приветливый, добрый, отзывчивый, всегда готовый помочь. И это не касается каких-то отдельных людей, он такой со всеми. Участливый и позитивный он располагает к себе. Его практически невозможно представить без улыбки. Он очень контактный, и помимо всех безусловных заслуг, обладает уникальным талантом правильного общения, умеет делать это тонко и изящно, как настоящий мастер, при этом не сообщая никому о своем положении в обществе, мировом успехе и славе.

«Эрмитаж. Сила искусства»

В Санкт-Петербурге мы снимали две ночи, первую в музее, а вторую почти все время на улице. Мы постоянно находились рядом, практически бок о бок, и должен сказать, он настоящий профессионал самого высокого уровня. При этом с ним очень приятно работать. Его отличает не только человеческая легкость, но и прекрасное чувство юмора. Мы качественно работали, но в каждом перерыве шутили, и это было здорово, хорошее чувство юмора снимает лишнее напряжение и всегда только помогает.

«Эрмитаж. Сила искусства»

«Эрмитаж. Сила искусства»

Из ярких моментов, могу сказать, что на него очень сильное впечатление произвёл ночной Эрмитаж, закрытый для публики и открытый только для нас. Настоящий эксклюзив и уникальные воспоминания. Это действительно было незабываемо!

«Эрмитаж. Сила искусства»

После съемок мы часто виделись во время озвучивания фильма и за это время успели стать хорошими друзьями. Думаю, нас объединяют общие взгляды, интересы, ценности, страсть к искусству и желание продолжать удивляться, стремление создавать новое и чувство колоссальной ответственности, которое является неотъемлемой частью работы над документальными проектами. Поскольку такое кино — прежде всего, средство познания, которое должно иметь возможность говорить с каждым зрителем.

Кстати, в русской версии зрители услышат голос актера Андрея Урганта.

Алина: Перед съемками у вас состоялась специальная встреча с Михаилом Пиотровским, о которой впоследствии вы вспоминали, как об увлекательном новом экзамене в вашей жизни. Расскажите об этом эпизоде подробнее.

Джованни: Да, это действительно было кинематографично. Михаил Пиотровский серьёзная и интереснейшая личность, он очень достойно представляет великий музей и является его настоящим хранителем. Потому, конечно, его волновало итальянское видение, и он очень пытливо и детально подошел к вопросу. И да, могу сказать, что это был настоящий экзамен, который мы успешно прошли.

Это было немного похоже на то, как я представлял себе прием на уровне главы государства, вначале были тщательные проверки и продолжительное ожидание. Должен сказать, что даже его кабинет производит сильное впечатление, письменный стол императора Николая I и какое-то совершенно невероятное количество книг повсюду.

«Эрмитаж. Сила искусства»

Мы сели за стол и начали презентацию кинопроекта, и поскольку мы действительно тщательно готовились, длилась она достаточно долго. И все это время он очень внимательно слушал, молча нахмурившись, не выражая никаких эмоций. В какой-то момент я даже решил, что, видимо, что-то пошло не так, и фильм, который, как казалось вначале, уже почти стал реальностью, так и не будет реализован. И вдруг в самом конце его лицо неожиданно озарила теплая улыбка, и он воскликнул: «Отлично! Давайте сделаем это!». Так все началось. Кстати, с тех пор я очень хорошо запомнил то, как звучит оценка «отлично» по-русски, и для меня это особенно дорого.

Алина: Вы хорошо знакомы с русской культурой, подробно изучали историю искусства и литературу, более того, во время последней съемки даже начали учить русский язык. Поскольку вы глубоко погружены в предмет, очень интересно узнать ваше мнение о людях. Если попытаться сравнить русских с итальянцами, в чем мы похожи, а в чем кажемся принципиально разными?

Джованни: В Западной Европе русских привыкли считать достаточно трудным, холодным и даже враждебным народом. Думаю, подобные вещи часто утрируются и искусственно навязываются. В свою очередь, мы в Санкт-Петербурге познакомились с действительно фантастическими людьми, от команды музея до продюсеров и операторов кинокомпании Andy Fiord, с которыми мы очень плотно сотрудничали. Щедрые, открытые, гостеприимные, настроенные на максимально качественный результат, очень пунктуальные, всегда на связи и готовые к работе в режиме нон-стоп. У нас сложились прекрасные дружеские отношения. И в конце съемок мы устроили замечательную вечеринку, где с удовольствием обменивались памятными подарками.

В целом могу сказать, что нас многое объединяет, русские и итальянцы по духу очень близки, и, если сравнивать, начинаешь обнаруживать массу схожих черт в менталитете и культуре. А вот разницу я часто наблюдаю в том, что русские сначала всегда смотрят на вас с некоторым подозрением, соблюдая дистанцию, и, прежде всего, необходимо действительно заслужить доверие. Все должно быть по-настоящему, поскольку это очень чуткие люди. И когда это происходит, дорога сразу идет под гору, первоначальная формальная сдержанность вмиг меняется на искреннюю дружбу, симпатию и сердечное тепло.

Алина: Еще одна ваша известная работа — «Ван Гог: Золото и лазурь» (итал. Van Gogh. Tra il Grano e il Cielo), захватывающее кинематографическое путешествие по драматичной судьбе гения и творчеству Винсента Ван Гога. Вам удалось представить одного из самых известных художников в истории мировой живописи через наследие крупнейшего частного коллекционера Хелен Крёллер-Мюллер. И этот проект также с успехом прошел не только в Италии, но и в России, мне лично повезло присутствовать на специальном показе, которой проходил в Третьяковской галерее в Москве. Расскажите, пожалуйста, об этом уникальном опыте вашей жизни и, в частности, о работе с замечательной актрисой Валерией Бруни-Тедески.

Джованни: Это была моя заветная мечта, я считаю большой честью и невероятной удачей то, что у меня был выдающийся герой, его образ, глубокий характер, такая личность, как Ван Гог. Признаюсь честно, вначале я опасался, что великая слава Ван Гога может стать проблемой. Дело в том, что я не хотел создавать новый фильм, который походил бы на прежние работы. И тогда я решил не говорить обо всей его жизни, а выбрать исключительные, на мой взгляд, особенные и очень важные темы.

Я искал правду о человеке за пределами мифа, который был построен на его имени. И, как мне кажется, публика ответно восприняла мою искренность и уважение, с которыми я подходил к работе в память о гениальном художнике. Это стало возможным благодаря эмоциональной линии, которую я выстраивал сквозь всю историю, и которая обычно отсутствует в жанре документального кино.

«Эрмитаж. Сила искусства»

«Эрмитаж. Сила искусства»

Несмотря на то, что, как всегда, я заранее очень тщательно готовил каждый кадр с большой точностью, на съемочной площадке я позволял себе увлечься моментом, поддавшись интуиции и внутреннему голосу. Я пытался увидеть и показать мир Ван Гога со всей полнотой и открытостью, в чем-то совершенно новым, но неизменно пленительным. И часто, посещая места, где он жил и рисовал, я испытывал очень сильные эмоции, которые, на мой взгляд, проникли и в сам фильм.

Джованни Пискалья

Безусловно, Валерия была прекрасной и неотъемлемой частью этого грандиозного процесса. Она не просто выступала в роли рассказчика. Ее индивидуальность, талант, уникальность ее собственной личности привнесли в фильм еще больше чувственности и подчеркнули правду. И именно Валерии удалось очень тонко передать по-настоящему глубокий смысл потрясающей истории отношений сквозь время двух родственных душ Хелен и Винсента, удивительным образом объединенных одинаковым видением мира и искусства, но никогда не встречавшихся при жизни.

Алина: После проекта вы вновь встретились с Валерией и Тони уже на Венецианском кинофестивале. И, как сами рассказывали, было это абсолютно феноменально. Затем вы присутствовали на кинофестивале в Риме, который также в этом году представлял очень красивую и зрелищную программу, серию специальных встреч и громких мероприятий. Расскажите о ваших впечатлениях, со стороны инсайдера, в сравнении двух важных для Италии событий. За что вы особенно любите эти международные проекты, и почему рекомендуете хотя бы однажды обязательно их посетить?

Джованни: Фестивальная энергия похожа на фейерверк! Она бьет ключом и действительно способна заряжать на весь дальнейший год. На самом деле мир документального кино часто заставляет тех, кто в нем существует, чувствовать себя немного одиноко. Особенно это касается моментов, когда финальный результат длительной и трудоемкой работы демонстрируется не на больших экранах, а по телевидению. В таких случаях у нас практически нет контакта со зрителем. Конечно, существует общая статистика и различные методы исследования. Но речь идет о живом контакте, и если его нет, вы все равно не можете точно знать, кто именно посмотрел работу, понравилось ли им, и так далее.

Безусловно, современные технологии дают возможность оставлять отзывы в виртуальном пространстве, но в любом случае, на мой взгляд, ничто не способно сравниться с настоящим общением, тем более для итальянцев. Вот почему я люблю посещать фестивали, это позволяет полностью соприкоснуться с миром, к которому я принадлежу. К тому же, это дает возможность встретиться с интересными людьми из киносообщества, следить за новинками и идти в ногу с языком современного кино.

Фестивали Венеции и Рима очень разные. В Венеции во время данного масштабного события вы как будто оказываетесь в центре мира, становитесь счастливым обладателем закрытого доступа и смотрите лучшие фильмы сезона за несколько месяцев до того, как они официально выйдут в прокат. Вы чувствуете себя полностью вовлеченным в киножизнь, это подпитывает и вдохновляет. И, конечно, нельзя списывать со счетов атмосферу изысканности и высокой степени элегантности, которая присутствует здесь. Вам приходится практически жить в смокинге!😀 

Между тем, в Риме климат несколько иной, поскольку данный фестиваль — это, прежде всего, праздник для города и для людей. Потому и акценты расставлены иначе. Показы открыты для публики. Конечно, присутствует ряд закрытых мероприятий, но в целом доступ здесь шире, в соответствии с общей идеей кино — праздника, который приносит радость, дарит положительные эмоции, развлекает и исполняет мечты. Кроме того, здесь также происходит масса интересных и важных встреч с экспертами киноиндустрии, режиссерами и актерами, много специальных событий, которые приносят новые блестящие идеи, помогают еще больше погрузиться и лучше понять, как в целом эту уникальную профессию, так и очень исключительные, по-настоящему особенные и захватывающие моменты волшебного мира кинематографии.

Алина: В настоящее время вы работаете над новым проектом “MUSEI”. И неслучайно наша встреча сейчас проходит в галерее Боргезе. На днях вы также проводили необычную съемку в Палаццо Барберини, в Национальной галерее старинного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica). Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте, а также о вашей работе в Риме и в целом о ваших отношениях с Вечным городом.

Джованни: Сейчас я живу в Милане, но довольно долгое время жил здесь и очень хорошо знаю этот город. Для меня каждая прогулка по Риму вызывает уникальное чувство, поскольку Вечный город дарит возможность буквально ощущать многовековую историю.

Галерея Боргезе

Галерея Боргезе

Я люблю улицы вокруг Пьяцца Навона и Пантеона, те самые, по которым гулял Караваджо в свои бурные ночи. Потрясающий мост Святого Ангела. Мне нравится Виа дель Бабуино в историческом центре, соединяющая Пьяцца дель Пополо с площадью Испании, с ее чудовищной и вместе с тем совершенно магнетической «говорящей» статуей Babuino, именем которой со временем стали называть и всю улицу. На нее римляне вешали анонимные сонеты, сатирические стихи и эпиграммы, направленные против Папы Римского, отзываясь на городские события и выражая мнение обычного народа.

Но это лишь некоторые из тысяч вещей, о которых я думаю, когда иду по дивным улицам этого города. Здесь все наполнено особой магией. Это истинное воплощение абсолютной и бесконечной красоты. Каждый поворот связан с чем-то прекрасным, в памяти всплывают события истории или просто приятные личные воспоминания юности, или, например, фразы Габриеле Д’Аннунцио. Этот город широкой души, он вдохновляет и неизменно дарит новый опыт, особенно тем, кто умеет всматриваться и ценить детали, поскольку здесь каждый самый, на первый взгляд, мельчайший элемент на самом деле имеет огромное значение.

Мост Святого Ангела

Новый проект «Музеи» — это целая серия очень важных киноработ, которыми я занимаюсь в настоящий момент. В течение 35 минут каждого эпизода я должен составить нетривиальный портрет сложного комплексного учреждения, такого как, например, Национальный римский музей (итал. Museo Nazionale Romano).

Дело в том, что итальянские музеи все очень разные, у каждого из них своя оригинальная история, и моя задача состоит в том, чтобы рассказать их все вместе одним языком, сложив общую красивую картину в единой стилистике. Это очень интересный кинематографический эксперимент. В каждом эпизоде я демонстрирую behind the scenes, проникаю в «музейные кулисы», предоставляя зрителю уникальный доступ, спускаюсь в запасники, прохожу этапы реставрационных работ, открываю тайны и делюсь секретами. Все это уникальные вещи, которые ни один посетитель не сможет увидеть самостоятельно.

проект музеи

проект музеи

проект музеи

Каждый раз мы стараемся приятно удивлять зрителя, и за это время уже успели создать целый ряд документальных фильмов, благодаря которым можно точно узнать много нового, параллельно наслаждаясь великой красотой итальянского наследия.

проект музеи

проект музеи

проект музеи

Алина: На данный момент вы больше сосредоточены на документальном кино. На ваш взгляд, почему этот жанр в последнее время становится все более популярным?

Джованни: Это дополнительная возможность просвещения, своего рода, новая форма образовательных программ, и мне очень приятно наблюдать, что с каждым годом все больше растет интерес молодой аудитории.

Джованни Пискалья

Это очень стимулирует, вдохновляет, вызывает гордость и дает мне внутренние силы для поиска новых материалов, необычных сюжетов, открытий и новых форм увлекательного и изящного визуального выражения.

Безусловно, это еще и чувство огромной ответственности, которое очень важно для тех, кто работает в моей сфере. Необходимо глубоко разбираться в предмете и самому находиться в постоянном развитии, по-настоящему ценить и с большим уважением относиться к искусству, каждой рассказываемой истории и, конечно, к публике, которой вы адресуете свой рассказ, и с которой всегда следует быть предельно честным. Только так происходит и складывается этот удивительный незримый контакт между автором и зрителем.

проект музеи

Алина: Я слышала, что вы также планируете работать над полнометражным художественным фильмом. Если бы вы могли сейчас нарисовать картину своей мечты, какой вы представляете эту новую работу?

Джованни: Говорят, нельзя раскрывать свои мечты, иначе они никогда не сбудутся. Я придерживаюсь именно этой точки зрения, потому всегда предпочитаю хранить тайну. Искусство кино — вечный двигатель, сфера стремительно развивается, и ты растешь вместе с ней. Хорошее кино не может быть спонтанным, сделанным на скорую руку, недостаточно только полученного прекрасного образования и многолетнего опыта, нужно постоянно продолжать учиться и быть уверенным, что вам точно есть что сказать, и то, и другое крайне важно.

Конечно, я хотел бы и надеюсь создать проект, который в полном объеме мог бы представить мои идеи и давал бы возможность обращаться к мыслящей аудитории. Это точно будет глубокая тема, способная затронуть самых разных людей и говорить с каждым, и, прежде всего, с нашим настоящим. Впереди большие планы, и, думаю, вы скоро сами все увидите!😀 

Джованни Пискалья


Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии :)

Добавить комментарий